Поднявшийся в обществе хайп связанный с сериалом "Слово пацана" побудил меня самого вспомнить времена моей молодости, когда я сам стал свидетелем и участником отголосков описанной в фильме эпохи.
Описанные в сериале события действительно имели место быть во многих крупных городах СССР. Период 80-х, начала-90-х годов можно отнести к рассвету такого "Районного" движения среди молодёжи. После, уже в девяностых это вылилось в уже открытый разгул преступности. С наступлением нулевых во многих городах это явление начало постепенно ослабевать и затухать, но в некоторых городах существует до сих пор.
Теперь собственно моя история
в 1997 году я проживал в городе Таганроге и когда мне было 10 лет, вместе с родителями переехал на новое место жительства на улицу Дзержинского, в дом расположенный недалеко от рощи Дубки. Одновременно с этим я перешёл учиться в 24-ю школу, в пятый класс. Именно тогда я впервые столкнулся с явлением, как бы это назвать, районной молодёжной общины.
Знакомство с районом
В молодости я очень любил играть в футбол. Было начало сентября, погода стояла чудесная, и я без задней мысли отправился поиграть с мячом на ближайший стадион. Прошло совсем немного времени, ко мне подошли несколько ребят и поинтересовались кто я такой и откуда тут взялся. Я им всё рассказал, где живу, где учусь. Один из них оказался моим одноклассником. В общем, мы с ними нормально поговорили, потом хорошо поиграли вместе в футбол, в итоге стали дружить. Как позже я узнал, эти ребята, которые были дворовые, местные, рассказали про меня старшикам, что я теперь тоже живу на этом районе, и что я нормальный парень, поэтому меня никто не трогал.
Я сильно подружился с этими ребятами, стал вместе с ними гулять, играть. От них я постепенно узнал, что я теперь живу на районе, узнал где находятся его границы.
Оказывается город Таганрог был неофициально поделен между различными молодёжными группировками. Кто как и когда установил границы этих районов я не знаю, но ни с какими официальными границами они не совпадали.
У нас на районе была своя школа № 24, которая хоть и находилась по другую стороны улицы Дзержинского, но была наша. У нас ещё был неплохой футбольный стадион, несколько гаражных кооперативов. На территории в северной части долгое время находилась заброшенная больница, на прилегающей к ней территории был сквер, где можно было погулять.
Наш район так и назывался Район. Я специально интересовался его названием у нескольких человек и все мне ответили одно и то же. Но тем ни менее, в городе все понимали откуда ты, если ты говорил что с Района.
Существовала определённая дворовая иерархия. Были, как я их называл, старшики. Это была старшая по сравнению со мной молодёжь, или даже уже взрослые люди 20-30 лет, которые сами ещё видели и жили по укладу конца 80-х, начала 90-х годов. Это было очень жёсткое поколение, я это видел, чувствовал и на подсознательном уровне их опасался, старался держаться от них подальше. Они же были и основными носителями дворовых традиций, передавали их молодёжи. По малолетке я их к счастью совсем не интересовал, потому что дружил с правильными пацанами, имевшими на них выход и считался своим. Эти старшики были своего рода определённой привилегированной кастой, у них была своя тусовка, понятия. Отдельно от них находился молодняк, к которому принадлежал и я. У нас тут на самом деле были свобода, равенство, братство. По крайней мере для меня. Я был прост в общении, дружил с нужными людьми, не лез куда не надо лезть. Позже, когда я подрос, то ходил на все стрелки, на которые меня приглашали, что тоже безусловно добавляло мне очков в харизму.
Район
Теперь о том что из себя представлял район и зачем он вообще был нужен. По сути, это было наше неофициальное микро государство со своей достаточно чёткой границей. Это была своеобразная зона безопасности. То есть, если ты нормальный пацан и находишься у себя на районе, никто не имеет права тебя трогать, обижать, что-то у тебя там отжимать и т. д. Безопасность каждого члена общины гарантировалась другими. Так же члены общины могли беспрепятственно пользоваться инфраструктурой района. Можно было спокойно играть на стадионе, сидеть на лавочках с друзьями в любом дворе, слоняться по заброшенным территориям на севере или гаражам.
Если на район приходили чужаки, начинали кого-то обижать или пользоваться его инфраструктурой, к ним сразу возникали вопросы. При необходимости подтягивалось столько людей, сколько было нужно для разрешения конфликтной ситуации. Если нужен был соответствующий инвентарь, приносился инвентарь.
И скажу, что эта общественная система безопасности хорошо работала. За всё время, что я прожил на Районе (1997-2011) годы у меня никогда не было никаких проблем. Я действительно чувствовал себя в безопасности на своей территории. Я мог гулять на районе в любое время, в любую погоду, хоть глубокой ночью. У меня никогда не было никаких проблем с безопасностью.
Однако, для этого я должен был постоянно находиться внутри границ Района. Сложилась парадоксальная ситуация, я многие годы просто не знал, что находится во дворах через дорогу от моего дома. Я просто ни разу не ходил туда многие годы, для меня эта была Терра инкогнито. Или к примеру 24-я школа была наша, но я пока в ней учился, на протяжении многих лет ни разу не ходил через дорогу в сторону переулков, потому-что это был не наш район.
Может сложится впечатление, что я вообще нигде не бывал в городе и только и делал, что сидел на своём районе. Это неправда. В те времена в городе были как бы это сказать, нейтральные территории. Это были общественные места, куда мог без проблем ходить любой городской житель. К таким местам относилось в частности всё морское побережье. Можно было без проблем пойти на любой городской пляж, никаких вопросов ни у кого при этом ни возникало. Можно было пойти в центральный городской парк или вообще ходить по историческому центру, не углубляясь во дворы. Возле нас тоже было общественное место, роща "Дубки". Её хорошо видно на первой карте. Туда я иногда ходил с друзьями, но делал это нечасто, и за пределы рощи во дворы не выходил.
Если человек ходил куда-то в спортивную секцию, на стадион, в дворец спорта, это тоже можно было делать вполне беспрепятственно, единственное, не желательно было углубляться во дворы.
Стрелки
Если при слове Район возникали ассоциации с какими-то молодёжными бандами, которые воюют между собой за территорию или что-то ещё, то это был не мой случай. Никакой молодёжной банды у нас не было. С соседями мы никогда не воевали, ни пытались что-то у кого-то захватить, так же как и они у нас. Никаких войн между районами не было. Однако, конфликты между представителями различных районов возникали, но как правило это были личностные конфликты. Кто-то что-то ни то сказал, на кого-то ни так посмотрел, возникла конфликтная ситуация из-за девушки и т.д. Не всегда и по любому поводу, но иногда забивали стрелку.
Это была, так сказать встреча, в определённом месте, в определённое время, куда нужно было прийти одному или с друзьями (очень желательно с друзьями) для разрешения конфликтной ситуации. Когда я был ещё молод, и ещё было много старшиков, а дворовые традиции были весьма сильны, меня к стрелкам не привлекали по понятным причинам. Уже позже, ближе к концу нулевых, я в таких мероприятиях участвовал, но в те времена дворовые традиции уже достаточно сильно ослабли.
Мероприятие назначалось заранее и было время собрать на него народ. Обзванивались знакомые. Если конфликт был незначительным, этого было достаточно. Если требовалось привлечение больших сил, просто ходили по дворам и собирали всех подряд, кого находили. Отказаться от такого приглашения было не очень хорошо, я не отказывался, тем более что я всегда ходил туда со своими лучшими друзьями, за которых был готов, что называется в огонь и в воду.
Если у вас сложилось впечатление, что стрелка обязательно заканчивалась грандиозной дракой стенка на стенку, то это не так. Такое бывало, но это было скорее исключение, чем правилом. Обычно всё происходило следующим образом.
Рассмотрю в качестве примера реальную стрелку, которая произошла на территории соседнего с нами района "Зоичка". Я уже не помню подоплёку конфликта, но на самом деле многие её очень часто и не знали, особенно если речь шла о массовом мероприятии. Но не зависимо от причины, надо было пойти и поддержать своих.
Меня выловили, когда я гулял во доре с друзьями, до мероприятия было ещё пару часов. Мы сразу согласились, подождали немного пока соберётся народ и организованно пошли в гости к соседям, крупными группами. Стрелка была назначена на стадионе возле 22-ой школы. Мы пришли туда немного заранее, пешком, так как это было недалеко. Надо сказать, что я тогда вообще впервые побывал в этом месте, хотя жил очень близко оттуда. К этому же времени подтянулись наши старшики, некоторые на машинах, в которых они привезли соответствующий рабочий инвентарь: безбольные биты, кастеты, травматы, у кого что было. Но этот инвентарь был так, на всякий случай. Мы знали что он есть, но не светили.
Так же к назначенному времени начали собираться люди со стороны оппонента. В итоге с обоих сторон, по ощущениям собрались сотни две человек. Мы просто стояли вместе со своими и ждали. Далее собственно происходила встреча конфликтующих сторон. Приходили старшики с обоих районов и вместе с теми, кто собрал стрелку выясняли уже в деталях, что произошло и кто был неправ. В тот раз насколько помню всё закончилось личной дракой инициаторов, потом разговор по понятиям. В итоге был достигнут какой-то компромисс, инцидент был исчерпан, и мы организованно вернулись на свою территорию, где все опять занялись своими делами.
Таким образом вся эта людская масса часто использовалась просто для демонстрации силы. Мы продемонстрировали силу района, солидарность с нашим пацаном. Авторитетные люди решили конфликт, и мы просто разошлись.
Конечно, далеко не за каждого пацана на стрелку могли прийти под сотню человек. Всё зависело от того насколько он был влиятельный, каких имел друзей и насколько они готовы были за него вписаться.
Если человек инициировал стрелку или согласился на её проведение, не прийти в назначенное время в назначенное место было нельзя. В случае неявки на стрелку допустившая это сторона признавалась автоматически неправа и за инициатором мероприятия немедленно выдвигалась мобильная группа, часто на автомобилях. Иногда к поискам подключалась пехота. Проверяли место жительства инициатора, окрестные дворы и места, где он мог находиться. При обнаружении инициатора, не явившегося на мероприятие ему делали неприятность... Уважительных причин не явиться на стрелку не существовало. Бывало такое, что оппоненты посылали к назначенному времени разведчика и если тот видел, что с той стороны пришло гораздо больше людей, чем могла выставить противоборствующая сторона, они просто пускались в бега. У нас один раз была такая ситуация. С нашей стороны на мероприятие пришло неожиданно много людей, и наши оппоненты просто разбежались, после чего мы, расстроенные тем что нас зря отвлекли от важных дел, пошли прочёсывать дворы, где мог находиться инициатор с той стороны. До сих пор помню ошарашенные лица местных пацанов, которых мы опрашивали на предмет не видели ли они такого-то. Впрочем, всё происходило культурно. Мы никого не обижали, ничего не ломали, пришли, прочесали местность и ушли домой.
В любом случае, к организации стрелки надо было подходить осознанно и ответственно, а не просто кидаться словами, так как за слова приходилось отвечать.
Отмечу, что я не помню случая, когда оппоненты забивали нам стрелка на территории нашего района, так они просто опасались это делать, потому что у нас на подобные мероприятия ходило довольно много ребят и все об этом знали.
Из приведённого выше описания может сложится впечатление, что много людей несерьёзно относились к мероприятию типа стрелки, недооценивая возможные риски. Но на самом деле это не так. Я всегда, когда шёл на такие мероприятия, был внутренне готов к тому, что придётся драться, такой же настрой был и у других. Однако, сознательно провоцировать крупные драки никто не стремился. Задача была восстановить справедливость, защитить своих, а не просто устроить массовый мордобой.
О девушках
Женской аудитории блога может быть интересно, какую роль во всей этой структуре занимали девушки, были ли для них какие-то правила и нормы.
К девушкам в сложившейся в то время системе было особое отношение, в том плане, что они вольны были сами выбирать себе тусовку. Была нормальная ситуация, когда девушка жила в одном районе, а тусовалась в другом. Естественно, такое не происходило просто так, очень часто девушек с других территорий привлекали романтические отношения с кем-то из парней района. Он приглашал девушку себе в тусовку. Бывали случаи, когда девушку приглашали в тусовку её подруги. Естественно, нахождение девушки в тусовке было сугубо добровольным, особо ни к чему её не обязывало, так что она в любой момент могла при желании её покинуть.
Подробнее об этом расскажу на примере личной ситуации. Как-то я увидел во дворе одну девушку и она мне понравилась. Оказалось, что она живёт в моём доме, но сама тусуется в Дубках с местными. Тем ни менее, я делал ей знаки внимания, и в итоге она пригласила меня на встречу. Встреча была на границе с Дубками. Я пришёл один, пришла и девушка, а с ней ещё человек пять дубковских пацанов и несколько её подружек. Встреча началась с того, что один из дубковских подошёл ко мне и на глазах у всех, ничего не стесняясь просто дал мне в челюсть. Это было внезапно. Он явно постарался стукнуть сильно, но получилось как-то слабо. Я не испугался, не убежал, не заплакал, а стал спокойно общаться с пришедшими.
В итоге мы все решили, что это было просто недоразумение, и компания пригласила меня пойти с ними на территорию Дубков, где я мог в их обществе оказывать знаки внимания понравившейся мне даме. Надо сказать, что ребят этих я совсем не знал, хотя жил от них очень близко. В общем, хоть меня пригласили в гости и конфликт был исчерпан, но атмосфера всё равно была какая-то напряжённая. Я немного посидел с ними для вида, а потом сославшись на занятость ушел к себе. После, эти ребята ещё несколько раз приглашали меня к себе в Дубки, но я вежливо отказывался, так как чувствовал себя в их компании неуютно, не в своей тарелке.
Таким образом они дали мне понять, что я могу вступить в романтические отношения с девушкой , только если вольюсь в их дубковскую тусовку, стану одним из них. Девушка мне конечно нравилась, но я не готов был ради неё оставить своих пацанов и переметнуться к соседям, поэтому романтические отношения с ней развивать дальше не стал.
Были случаи, когда к нам на район приходили тусоваться парни с других районов. Такое происходило если человек раньше жил у нас, а потом переехал в другой район, но все его знали и он всех знал, поэтому приезжал на тусовку на Район и все его считали своим. В случае чего он ходил со всем на стрелку от стороны Района.
Были случай, когда парень учился в нашей 24-ой школе, но сам жил в Дубках. Друзья у него были все из наших, он приходил к нам на район, и все считали его своим. Напомню, что всё это происходило уже ближе к концу нулевых годов, когда дворовые традиции стали уже заметно ослабевать.
Закат эпохи Района
Понятия и структура организации дворового общества передавалась от поколения к поколению. Постепенно, по мере того, как пропадали носители понятий и опыта, происходило ослабление традиций. По рассказам отца моего друга, во времена его молодости, если ты даже просто идёшь по другому району, днём по оживлённой улице, следовало быть очень внимательным, так как тебе могли сделать неприятность прямо посреди улицу за то что-ты не туда зашёл. Правда при этом он называл конкретный район, где такое происходило "Свобода". Я так понимаю, именно этот район имел самую жёсткую репутацию в своё время, но от нас он находился достаточно далеко. В мои времена уже ничего подобного не происходило. Но в конце 90-х, когда было ещё довольно много старшиков, традиции блюли ещё достаточно сильно. Но постепенно, в начале нулевых, многие стали уезжать из города, в частности в поисках лучшей жизни в столицы, кто-то просто переезжал по другой причине. В итоге, количество представителей той, старой школы становилось всё меньше, а порядки более либеральными. Уже в начале 10-х годов, мы вполне спокойно ходили с приятелями на территорию тех же Дубков, в местные общаги, и проблем с этим у нас не было. Условные границы между районами размывались всё больше и больше.
Были ли районные подростковые общности связаны с криминалом? В какой-то степени да. У некоторых старшиков были какие-то конкретные знакомства и связи с представителями того мира. Те в свою очередь тоже мониторили людей, и если кто-то из дворового сообщества был им интересен, ему могли предложить деловое сотрудничество на добровольной основе. Но массового характера это не носило.
На сегодняшний день такое явление как дворовые молодёжные общины уже стало почти историей, по крайней мере в Таганроге. Хотя помню ситуацию, когда в середине десятых годов, я встретился со своим бывшим одногруппником, в кафе, недалеко от границы Района. Посидев там, мы пошли немного прогуляться и уселись на лавочке у меня во дворе, где я раньше жил. Было уже достаточно темно. Я вроде как отлучился поговорить по телефону и к моему товарищу подошёл один из ещё того поколения старшиков, уже не молодой, и на повышенных тонах начал интересоваться , кто он и что тут делает? Я услышал это, быстро подошёл к лавочке. Он меня сразу узнал, очень обрадовался встрече. Мы с ним уже много лет не виделись. Я объяснил ему, что это мой товарищ, которого я пригласил тут посидеть, после чего к нему не было никаких вопросов, мы могли сидеть тут сколько нам вздумается.
С тех пор многих ребят из моего поколения дворовых пацанов на Районе уже нет. Многих жизнь раскидала по всему свету, кто-то умер... Но отдельных людей я всё ещё встречаю, когда волею случая оказываюсь в тех краях. Это всегда приятная, тёплая встреча...
Было ли такое явление как Районы однозначно плохим? Уверен, что нет. Были свои плюсы, свои минусы. Это было мощным элементом сплочённости нашего общества, потому что в подобной системе очень сложно представить себе бесчинства со стороны тех же группировок мигрантов, так как они бы получили быстрый, мощный и решительный отпор. Теперь районов уже как таковых нет, и наше общество разобщенно...