Русский музей хранит крупнейшее в мире собрание произведений отечественного искусства. Только задумайтесь: более 440 тысяч экспонатов в коллекции представляют практически все ключевые вехи развития искусства более чем за тысячу лет: с Х по ХХI век. Это воистину неисчерпаемый источник знаний, историй и тайн, которые хранят стены музея. Приглашаем узнать некоторые из них в этой статье от Easy Digital Agency.
Погружение в историю
Идея создания музея русского изобразительного искусства принадлежит Александру III. Император был большим ценителем живописи и коллекционером. Волю отца исполнил престолонаследник, император Николай II. Весной 1895 года он издал указ «Об учреждении особого установления под названием Русский музей императора Александра III и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Художественная коллекция Александра III послужила основой собрания Русского музея, который торжественно открылся для посетителей в 1898 году.
На протяжении всей истории коллекция музея расширялась, как и экспозиционные площади. Сегодня Русский музей — уникальный архитектурно-художественный комплекс в самом сердце Петербурга, объединивший несколько памятников архитектуры XVIII-XIX веков:
- Михайловский дворец и корпус Бенуа
- Мраморный дворец
- Строгановский дворец
- Михайловский замок
- Домик Петра I
- Михайловский сад
- Летний сад.
Загадки и тайны Русского музея
Русский музей с его богатой историей и уникальным собранием произведений искусства, охватывающим несколько эпох, будоражит умы посетителей и любителей мистики. Здесь прячутся символы и знаки, за которыми скрываются истории и тайны прошлого.
Предсказание юродивой и призрак Михайловского замка
В первый же месяц своего царствования Павел I издал указ о строительстве на месте обветшалого деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны замка для «постоянного государева проживания». В 1801 году работы были завершены и опасавшийся дворцовых переворотов император переехал с семьей в Михайловский замок. Впрочем, окруженная рвами цитадель не смогла его уберечь: в ночь на 12 марта, через 40 дней после новоселья, Павел I был убит заговорщиками в собственной спальне.
Согласно легенде, за несколько месяцев до убийства Павла I юродивая Ксения Петербургская предрекла, что жить действующему правителю столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами его замка. Эти ворота венчают слова из 92 Давидова псалма: «Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» — всего 47 букв. И действительно, Павел I был убит на 47 году жизни. Фатальное совпадение?
После гибели Павла никто из членов царской семьи не хотел жить в замке. Художественные ценности развезли по другим дворцам, а помещения отдавали под различные государственные учреждения и квартиры придворных. В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, давшее ему «народное» название — Инженерный. Тогда же родилась одна из известнейших «страшилок» Петербурга о призраке убитого императора, выходящего по ночам осматривать свои покои. Впрочем, миф был развенчан в рассказе Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», который пролил свет на царившую в училище дедовщину.
Гости из будущего в «Последнем дне Помпеи»
Великие творцы прошлого умели не только изображать события былых эпох, но и вписывать в исторические сюжеты портреты своих современников столь органично, что догадаться об этом без посторонних подсказок невозможно.
Монументальная картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — один из наиболее узнаваемых шедевров в экспозиции Русского музея. Художник достаточно точно передал исторические детали благодаря основательной подготовке к написанию картины, в ходе которой посетил археологические раскопки и читал письма свидетеля гибели города Плиния Младшего к римскому историку Тациту.
Правда, Карл Брюллов не мог достоверно изобразить портреты жителей Помпеи первого века нашей эры, поэтому художник писал некоторых героев со своих современников. Спасающий кисти с красками художник — это сам К. Брюллов. А черты графини Юлии Самойловой, возлюбленной художника, угадываются сразу в четырех героинях картины «Последний день Помпеи». Красивое признание в чувствах.
Аномалии и находки
Некоторые посетители Русского музея утверждают, что во время экскурсий сталкиваются со сверхъестественными явлениями. Например, слышат разговоры невидимых собеседников из прошлого, видят в старинных зеркалах потерянные экспонаты и силуэты бродящих по тем же залам аристократов, которые исчезают как только их замечают. Пожалуй, объяснить этот феномен можно разгулявшимся воображением, но то, что в Русском музее открыт своеобразный «портал в прошлое» — несомненно.
Сотрудники музея нередко совершают уникальные открытия и находки. Так, в 2018 году работники отдела технологических исследований обнаружили с помощью инфракрасного излучения исторический портрет Александра Пушкина кисти Кузьмы Петрова-Водкина, более 80 лет считавшийся уничтоженным. Художник написал портрет поэта в конце 30-х, но счел его неудачным и написал поверх него другую картину.
Заключение
Русский музей — настоящая сокровищница искусства. Здесь каждая картина, каждая скульптура и каждый экспонат могут скрывать в себе нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Неудивительно, что ежегодно Русский музей становится одним из самых посещаемых музеев мира. Его коллекция и сами стены хранят культурное наследие, которое не перестает вдохновлять, удивлять, поражать глубиной и тайнами.
Раскрыть еще больше тайн искусства, а заодно проверить свои знания можно в интерактивном квесте от Русского музея и сервиса «Другое Дело». Познавательный проект с элементами дополненной реальности приглашает посетить 8 уникальных локаций музейного комплекса, разгадать загадки, узнать больше о произведениях гениальных творцов, заработать баллы и принять участие в розыгрыше тайных чемоданов с призами.
Интерактивный квест реализован при креативной поддержке диджитал агентства Easy.
Подробности доступны на сайте проекта.