Найти тему

Подводная железная дорога

Оглавление

Рассказываем о единственном подводном сооружении российских железных дорог

Тоннель под Амуром — появился в первой половине прошлого века. Идея строительства возникла ещё в самом начале XX столетия, но сначала берега реки всё-таки соединили мостом.

Западный портал тоннеля. Aviateur. http://trainpix.org/photo/1682, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47450921
Западный портал тоннеля. Aviateur. http://trainpix.org/photo/1682, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47450921

Тоннелю быть

Позже, в 30-х, после захвата Японией Маньчжурии, решили строить тоннель. Это было необходимо: Амурский мост оставался единственной дорогой в Приморье на территории России. В случае разрушения моста врагом регион оказался бы отрезанным от остальной части страны. В 1937-м разработали проект, в 1941-м по тоннелю проехал первый поезд.

-2

Секретный объект

Тоннель долго был засекречен, даже не все местные жители догадывались, что под рекой прокладывают железную дорогу. При этом масштаб был немалый: длина тоннеля составляет больше 7 километров, на стройке трудились около 5,5 тысячи человек.

Для строительства тоннеля пробурили четыре шахты, спустили туда проходческие щиты, и рабочие пошли друг другу навстречу. Прокладывали ход по большей части вручную — с помощью кирок и лопат. В итоге все отрезки пути точно соединили воедино.

-3

На войне и после

Некоторое время сооружение простояло законсервированным, а к работе вернулось накануне войны с Японией. По тоннелю возили солдат и технику для борьбы с врагом. После войны сооружение снова перестали использовать, и лишь в середине 60-х годов прошлого века открыли, чтобы пустить грузовые поезда с востока на запад. Чуть позже по нему поехали и пассажирские составы.

-4