Найти в Дзене
Захар Прилепин

«ШОЛОХОВ». ШОЛОХОВ

Повидались с Александром Михайловичем Шолоховым – моим добрым другом. И внуком гения.

(Всё время ловлю себя на мысли: как сильно они похожи. И как удивительно дышит через поколение шолоховская собранность, шолоховская честь. А как Александр Михайлович поёт казачьи песни! Как знает их, как любит!)

Обсудили возможность экранизации книги «Шолохов. Незаконный». Проговорили возможный сценарий. Ну и прочее.

Сфотографировались на память.

И вдруг мне вечером письмо от Саши приходит: «Брат, эт у нас что, нимбы режутся?»

(По одной этой прекрасной фразе снова увидел, чей это внук.)

А и правда – нимбы будто.

Книга, если что, здесь.

Шолохов. Незаконный | Прилепин Захар – купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (1034781623)

Саша сказал, что читает её шестой раз. Хотя биографию деда он знает точно не хуже меня. И дюжину случаев, которых не знал вообще никто, – он мне для этой книги подарил, рассказал. Так что как бы хорошо вы биографию Шолохова не знали – в этой книги точно найдётся то, что вас удивит.

Так что, как говорится, забирайте. На новогодних праздниках как раз и прочтёте.

А пока несколько новых читательских отзывов.

Виталий К.:

– Подача материала и манера письма: очень увлекательная.

Эпическое жизнеописание эпического героя – М. А. Шолохова. Биография Шолохова – русского литературного гения XX века, написанная выдающимся русским писателем современной России – классиком века XXI Захаром Прилепиным, – это поистине фундаментальный научный труд, обличенный в художественную форму. Большое количество исторических фактов, имен, представленных в книге, создают объемную картину целой эпохи и судьбы М. А. Шолохова в контексте масштабнейших драматических и героических событий, свидетелем и участником которых он был. Книга написана Захаром Прилепиным с большой любовью к своему герою и с предельной честностью и ответственностью перед его памятью.

Анна Попова:

– Одним из самых интересных примеров «писателя о писателях» для меня стал Захар Прилепин. Его «Книгочет», последовательные тома-кирпичи о Леониде Леонове, Сергее Есенине и Михаиле Шолохове, биографии Анатолия Мариенгофа, Бориса Корнилова и Владимира Луговского, мощная серия литературоведческих очерков о русских военных литераторах-классиках «Взвод» – всё это долгое, вдумчивое и упоительное путешествие по русскому XX веку. Он уместил в себе революции, больших политиков и большие войны, полёты в космос и концлагеря, открытия и преступления, объединение и распад. Роль России, ее судьба и люди, ее культура и будущее – главная тема для разговора, а Леонов, Мариенгоф или Есенин – подходящий повод, чтобы его содержательно начать.

Все мы читали «Тихий Дон» и «Поднятую целину», каждый смотрел фильм Сергея Герасимова 1957 года. В 11 классе точно познакомились с «Судьбой человека». Что там – вёшенская мягкая поэтичность, молотилки войн, революций и коллективизации, духман чернозема вперемешку с крайоблисполкомами и продинспекторами. Еще глубже – сам Михаил Шолохов, его семья, юность и молодость. Он прожил 79 лет: в осознанные 15 лет встретил революцию, в 36 лет – Великую Отечественную войну, а на 75 году жизни наблюдал и приветствовал ввод войск в Афганистан. Есть что рассказать.

И Захар Прилепин рассказывает последовательно: родился в семье недоказаков, недорусских, недосвоих. Учился в гимназиях, служил продинспектором. И слушал, наблюдал, впитывал. Пробивался в Москве, писал и публиковался. Завел семью, пошли дети и публикации, появились деньги. Помогал ходокам, колхозам, друзьям, вождям. Сторонился литературной номенклатуры и партийных их войн. Переписывался со Сталиным, Ягодой, Ежовым, Берией, Хрущевым, Брежневым. Писал передовицы в «Правду», «Известия» и «Литературную газету». Любил женщин, любил охоту, любил выпить. У него сталинские, нобелевские, ордена Ленина премии. Тиражи его книг исчисляются десятками миллионов экземпляров, как и зрители фильмов по его произведениям.

Одним из самых больных в восприятии эпизодов его жизни для меня стали 1937–1939 годы, аресты друзей писателя, доносительство местных донских партийцев и земляков, странная и кровожадная политика дельцов из НКВД. Погоня эта сегодня выглядит иррациональной – зачем советской власти избавляться от мощнейшего из своих певцов? Зачем здесь Троцкий, Бухарин и прочие… Не было тогда ни «Мемориала», ни ФБК, ни Amnesty International, поэтому Шолохов жаловался на местных властей напрямую Сталину. И тот не отказывал в помощи.

Описывать событийную канву легко – сложно и неумно пытаться копировать голос, тон, настроение эпохи, прожитой Шолоховым и описанной Прилепиным. Его биографический стиль близок к художественному, но только близок. Он проще, публицистичнее и теплее – Прилепин будто говорит об отце, отечестве, общерусской судьбе, а не о Шолохове. Он отталкивается от Михаила Александровича так же, как сам классик оттолкнулся в 1920-е годы от Мелехова, Листницкого, Аникушки и Деда Щукаря.

Отдельная упоительная для любого околофилологического сердца история – исследование конкуренции литературных объединений 30-50 годов, случайные промахи и попадания по генеральным линиям партии, коллективные «расстрельные» письма, бои передовиц. Мастера культуры реагируют на советско-финскую войну, на поглощение Польши, на смерть вождя, двадцатый съезд. Стекаются в оттепель.

Новая масштабная книга Прилепина – путешествие по прошедшему веку, поход по вешкам, которые стали историей совсем недавно. На 1 076 страницах наша страна живет бурно, талантливо и быстро. Рождает смыслы, подвиги, надежды. Жаль, что у всего есть конец.

Распопин В. Н.:

– В конце 2022 года издательством «Молодая гвардия» выпущена давно ожидаемая фундаментальная, полемическая и самая убедительная биография великого романиста, созданная его горячим и компетентным литературным наследником Захаром Прилепиным. Биограф классика и сам по себе один из лучших современных писателей, работающий и в художественной литературе, и в публицистике, и в литературоведении, и в биографическом жанре. Так, пару десятилетий назад мы зачитывались его небольшим политическим боевиком «Санькя» и романом о чеченской войне «Патологии», позднее штудировали его монументальную биографию Леонида Леонова, восхищались биографическими очерками о русских классиках-воинах и о советских поэтах 20-х – 30-х годов.

Теперь появилась 1000-страничная биография Михаила Шолохова, книга-монумент, книга-памятник и писателю, и его эпохе. И книга – ответ критикам и ниспровергателям «Тихого Дона» и «Поднятой целины».

Несмотря на громадный объем и подробнейшее, если не построчное, то постраничное исследование лучшего романа писателя, читается этот труд с нарастающим удовольствием. Больше того, в нем нет ни грана скуки.

Пересказывать и даже пытаться анализировать этот роман жизни и эпохи бессмысленно – как потому, что всё это уже проделал сам Прилепин – не только писатель, воин и политик, но и профессиональный филолог, так и потому, что жанр рецензии здесь бессилен, а чтобы сделать адекватный книге текст, надо писать не рецензию, а монографию.

Потому завершу так: Михаилу Шолохову – самому бесспорному художнику советской литературы и самому спорному ее публицисту – литературный памятник следовало поставить давно, а заодно и дать отпор безудержно плодящимся его ниспровергателем. Ныне такой монумент создан. Прочесть и продумать его следует каждому, для кого русская культура и история истекшего свирепого столетия – не звук пустой, ибо Шолохов – наша непреходящая слава, кто бы и сколь бы ни пытался ее оспорить.