Классицизм зародился в Европе в 17 столетии. Данное направление пришло в Россию из Франции примерно в 18 веке. Это было первое манифестированное литературное направление. То есть были разработаны специальные манифесты, по которым должны были развиваться литературные произведения.
Комедия "Горе от ума" А.С. Грибоедова создавалась в период господства в русской литературе классицизма. Именно поэтому данное произведение является прекрасным примером для анализа классицистического направления в русскоязычной литературе.
Приятного чтения❤️
Классицизм
Само слово происходит от латинского "classicus", что в переводе на русский означает образцовый. Происхождение слова наталкивает на мысль, что классицизм требовал от авторов неукоснительного соблюдения канонов, которые были сформированы еще в античном искусстве. Именно эти законы и были положены в основу классицизма в литературе.
Давайте вспомним, что в период Античности было всего 2 жанра: трагедия и комедия. Первый относился к высокому, второй - к низкому жанру. Других жанров как в литературе, так и в искусстве как бы не существовало. Уже в 18 веке в Российской Империи такое же движение происходило в литературе. Были низкие жанры, например, басни, а также высокие жанры, например, оды. Эпические жанры, такие как романы, повести или рассказы, попросту не признавались в классицизме как серьезные.
Основное правило классицизма
Единство места, времени и действия, или другими словами триединство, - это основополагающий закон написания литературных произведений в классицизме. Давайте рассмотрим каждое из единств по-отдельности и обсудим, что они под собой подразумевают. Ниже вы сможете ознакомиться с примером триединства в произведении "Горе от ума".
Единство места означает, что все действие должно происходить в одном доме. Раньше это был античный театр, в котором действие происходило в одной комнате или помещении. Единство времени предполагает, что все действия должны уложиться в рамки одних суток. К сожалению А.С. Грибоедову не удалось полностью уложиться в данное правило. Действие его комедии занимает немного больше времени.
Единство действия означает, что в произведении должна быть всего одна коллизия. То есть одна сюжетная линия и один конфликт. В "Горе от ума" автор также позволяет себе немного отступить от данного правила. Однако обычно в основе комедий лежали любовные конфликты, а в основе трагедий - общественные. Также многие авторы трагедий прибегали к небольшим уловкам. Они добавляли слабонамеченный любовный конфликт, для того чтобы читатели внимательнее следили за общественными конфликтами.
Попытки соблюдения триединства в "Горе от ума"
Давайте начнем по порядку с единства места. Мы знаем, что всё действие происходит в доме Фамусова. Однако автор значительно расширяет художественное пространство за счет того, что в репликах персонажей мы можем услышать упоминание других мест. Например, упоминается Санкт-Петербург.
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв...
(Действие третье, явление 3, реплика Молчалина)
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверьи,
Профессоры!! — У них учился наш родня,
И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
(Действие третье, явление 21, реплика Княгини)
Главный герой комедии Чацкий приезжает утром и уезжает ночью. Единство времени вроде бы соблюдается, ведь само действие укладывается в рамки суток. Однако мы знаем о том, что происходило в доме несколько лет назад. Также герои рассказывают о том, как люди ведут себя в других московских домах, а также рассказывают про эпоху Екатерины Великой, хотя действие происходит в период правления Александра 1.
А тетушка? все девушкой, Минервой?
Все фрейлиной Екатерины Первой?
Воспитанниц и мосек полон дом?
(Действие первое, явление 7, реплика Чацкого)
Про единство действия также скажем пару слов. Всё-таки в этом каноне А.С. Грибоедов отходит от классицизма и представляет нашему вниманию большой набор различных конфликтов. Однако все же в основе комедии лежит общественный конфликт, интерес к которому подогревается за счет конфликта любовного.
Второе правило классицизма
Ещё одной традицией такого литературного направления как классицизм являются монохарактеры. Эта традиция связана с четким делением всех персонажей комедии на низких и высоких. Не стоит забывать, что основная цель классицистического произведения - это назидательность. Именно такие произведения должны показывать и высмеивать не общественные, а человеческие пороки.
Именно поэтому каждый персонаж произведения наделяется автором одной специфической чертой характера, которая гипертрофируется. Она максимально выставляется и высмеивается. А зрители или читатели в свою очередь должны увидеть себя в данном персонаже, как в кривом зеркале. Тогда им на ум придет мысль, что вести себя так или иначе просто глупо или смешно.
Всё-таки хоть классицистические произведения и преследуют высокие задачи, кажется, что авторы немного наивны. Ну где вы встречали человека, который, посмотрев на кого-то похожего на себя, сказал бы: "Ох, и правда, я дурак, надо что-то менять..". Если такое и встречается, то это один случай на миллион. Дураками чаще себя считают умные люди, а вот дураки мнят себя гениальными. Именно из-за этой наивности авторов классицизм и был потеснен с литературной арены другими жанрами.
Есть ли монохарактеры в "Горе от ума"?
Согласно теории создания произведения в классицизме хозяйская дочка должна была быть влюблена в бедного, но благородного человека. Однако как бы она не мечтала выйти за него замуж, все равно ей придется выйти замуж за того, кого выберет ее отец. Что же мы видим в нашей комедии? У нас любимец главной героини - это Молчалин... Хоть и бедный, однако далеко не благородный молодой человек. А где протеже отца? В начале это вроде бы Чацкий, затем протеже вообще пропадает.
Еще одна важная деталь связана со свиданиями главной героини и ее возлюбленного. Их свидания случайны. Не даром Софья говорит про Молчалина:
Я гнева вашего никак не растолкую.
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шел в комнату, попал в другую.
(Действие первое, явление 4, реплика Софьи)
Также для того чтобы устранить преграды, которые встречаются на пути молодых, автор вводит в канву текста слуг. Именно они призваны хитрить, лукавить, на них возлагается миссия хитрецов, которые должны придумать всевозможные уловки только для того, чтобы устранить препятствия, возникающие на пути героев. Недаром служанка Софьи Лиза отгоняет Фамусова от комнаты своей госпожи, пока та проводт время наедине с Молчалиным.
Пора, суда́рь, вам знать, вы не ребенок;
У девушек сон утренний так тонок;
Чуть дверью скрипнешь, чуть шепнешь:
Всё слышат...
(Действие первое, явление 2, реплика Лизы)
В комедии изначально нет идеальных героев. Мы не встретим персонажа преимущественно с положительной или отрицательной характеристикой. Именно поэтому все характеры осложнены, они более рельефны, необычны и интересны для исследования. Даже на первый взгляд простые персонажи такие как Лиза, Молчалин или Скалозуб оказываются куда сложнее, чем это принято в классицистическом произведении. Их характеры раскрываются нам на протяжении всего текста.
Поддержите статью, если она вам понравилась - 👍🏻
Подписывайтесь на канал и будете узнавать обо всех новинках первыми ✅
Знаете ли вы другие произведения написанные в стиле классицизма? Возможно проще будет вспомнить зарубежных писателей того времени. Делитесь своим мнением в комментариях :)