Человеческая психика стара как мир. Всё в ней предсказуемо и всё подчиняется определенным алгоритмам. Погладишь её как котенка – она радуется, не погладишь – негодует. Задача взрослого человека - взять верх над своей психикой и не давать ей управлять собою. В противном случае, человек становится заложником своего психического фактора и превращается в марионетку, управляемую другими.
Когда ученик старается произвести впечатление на учителя и транслирует ему своё восхищение, то он делает это либо неосознанно, либо по наставлениям родителей. И он это делает согласно привычной отработанной схеме и, порою, совершенно искренне, так как уже ощутил на себе всю гамму плюсов этой стратегии. Таким образом, ребенок думает, что он в восторге от учителя, но фактически ему приятно получать реакцию учителя на свою персону.
Если учитель резко перестанет давать привычную реакцию на его стимул, то всё восхищение как рукой снимет, и ребенок сам не поймёт, почему учитель внезапно разонравился ему. В качестве зарисовки: если в ответ на комплименты кто-то смущается и тает, то бессознательно этого человека захочется осыпать ими, а если он воспримет сухо и с подозрением, то больше уже не захочется. Есть такой момент? Люди любят не столько окружающих людей, сколько их реакции на самих себя. Это часть их природы и в этом процессе кроется весь подвох.
Задача учителя – не следовать эмоциональному порыву, а быть профессионалом в своей области. Педагогика это не просто материал подать, а умение силой авторитета удерживать коллектив в зоне внимания, интереса, воспитательных мер. Коллектив для учителя должен быть единым целым, и он свою силу должен распределять равномерно на всех участников данной системы, даже если все дети проявляются по-разному.
Функция учителя в том, чтобы не позволять своей психике, то есть уровню чувств управлять процессом. Учитель должен быть над коллективом, чтобы регулировать психику детей. Педагогу не позволительно очаровываться отдельными детьми, потому что это всегда приводит и к обратной амплитуде. Следовательно, такой учитель обязательно найдет повод сорваться на ком-нибудь или заведет себе мальчика для битья. Если учитель допускает такой формат общения, значит, он негласно становится частью данного коллектива, сливается с ним и априори не выполняет своей первостепенной задачи.
Детские коллективы всегда должны быть под колпаком воспитательного процесса взрослого, так как дети это совокупность инстинктов и животная платформа в них может завести группу в русло звериных отношений. Чтобы этого не происходило, учитель должен уравновешивать собою, своим авторитетом весь коллектив, правильно настраивая в нём связи и отношения. Если ему этого не удается, то либо группа слишком велика, либо есть недостаток в уровне профессионализма учителя. Отсутствие дисциплины на уроках, это всегда показатель слабого авторитета у учителя, потому как ситуация способна кардинально измениться, если пригласить на урок еще одного взрослого просто в качестве наблюдателя.
Детский коллектив сам по себе нейтрален. Цвет он приобретает в зависимости от того, с какими качествами взрослого он вступил во взаимодействие. В этом легко убедится, заметив, как ученики средних классов, мигрируя от учителя к учителю в течение дня, проявляются по-разному в зависимости от масштаба авторитета, с которым они вступили в отношения. Кто-то из учителей проводит свой урок грамотно, и весь класс его слушает и выполняет все задания, а кто-то всё время кричит на детей и не справляется с дисциплиной, потому что в его поле дети начинают на стенку лезть. Вот этот феномен важно разобрать, чтобы подойти к вопросу травли.
Неумение учителя правильно сотрудничать с коллективом, всегда запускает буллинговые процессы. То есть, масштаба личности педагога недостаточно, чтобы перекрыть сумму инстинктивных процессов в детях. Это происходит тогда, когда сам учитель еще не повзрослел и является таким же ребенком. Он только внешне выглядит как взрослый, но психический фактор у него не работает соответствующим образом. То есть, психика учителя такая же незрелая как у детей в его классе. Но, в силу своей должности, имея в руках власть в этой группе, незрелый учитель пользуется ею во вред всем участникам. Это явление по каким-то причинам не изучается, а если в таком коллективе возникает агрессия, то к психиатру отправляют кого-то из детей, а не анализируют работу учителя.
Разберем наиболее часто встречающуюся педагогическую ошибку, которая приводит коллектив к травле. Учитель с незрелой психикой не отслеживает свои эмоциональные состояния, так как он не пропускает каждый свой порыв через призму разума. В итоге, он легко очаровывается одними детьми и неизменно начинает видеть дурные качества в других. И второе здесь как следствие первого.
То есть, учитель сначала передаёт теплые чувства одним, а затем дополняет образовавшуюся пустоту в себе, через других детей. Иными словами, это чувство пустоты в учителе начинает излучать себя вовне и улавливаться другими детьми, распределяясь по ним, вследствие чего они начинают совершать бессознательные поступки и вызывать негативную реакцию учителя. В итоге возникает некая амплитуда, как на кардиограмме, только на уровне эмоций. И тут учитель идет в разнос, чтобы восстановить своё изначальное состояние через остальных детей. Здесь речь не о том, чтобы учитель был бесчувственным роботом, а чтобы он правильно распознавал чувства в себе и грамотно управлял этим процессом. Эмоциональный интеллект состоит именно в этом, а не в том, чтобы всё окрашивать бессознательными эмоциональными всплесками.
Процесс этот сложный и требующий своего изучения. Самообладание, понимание данного механизма, всё это в совокупности и говорит о развитой психической доминанте. Но если бессознательная задача учителя вредить, то он, не задумываясь, выберет себе любимчика, начнет транслировать при всем классе ему особое отношение и запускать травлю. Он как бы отдаёт свой ресурс одним детям, а затем забирает его у остальных детей и сбивает равновесие всей системы. Этот процесс невидим, но хорошо ощущаем. Детская психика от этого явления приходит в исступление. В итоге, в группе детей запускается неосознаваемое чувство неудовлетворенности, нервозности и неразрешенности. Дети не могут найти себе места, они разбалансированы и в них просыпается агрессия. Особенно сильно вышибается психика у наиболее чувствительных детей.
Если дети малы, то в качестве объекта для агрессии они выбирают того, на кого учитель срывается чаще всего и именно его начинают травить, так как думают, что он причина всех их бед. Если дети постарше, то они уже улавливают схему этого процесса и начинают травить того, кому от учителя достаются все плюшки и кто опосредованно содействует этому процессу. Но это не ответственность детей, а главная компетенция учителя замечать эти процессы и не вовлекаться в них. В этом его психологическая зрелость и авторитет.
Тот учитель, который выдерживает свой профессионализм, самообладание, не становится заложником детских манипуляций, не очаровывается, не поддаётся домыслам своего эмоционального фона, а стойко решает свои педагогические задачи и стоит особняком лидерства, только он способен обеспечить дисциплину и хороший психологический климат в детском коллективе.