Обращали ли вы внимание на то, что постят в социальных сетях беременные женщины? Очевидно, что это могут быть фотографии животов, счастливых (и не очень) отцов, детской одежды и прочих атрибутов материнства. Мы не задумываемся о том, что общего у всех этих фотографий, и как они влияют на самочувствие других беременных женщин. Меж тем, демонстрация своего “виртуального беременного тела” отличается от беременности реальной и тесно переплетается с коммерциализацией.
Перенос нашей реальности в онлайн-формат поспособствовал тому, что нормы из жизни реальной перетекают и в социальные сети. Среднестатистическая женщина в социальных сетях старается оставаться привлекательной, женственной (часто сексуализированной) и все эти требуемые качества перетекают и в стадию беременности.
В это время женщины подвергаются давлению, касающемуся “идеального" тела, которое часто приводит к неудовлетворенности собственным.
Исследования демонстрируют, что беременные женщины подвергаются воздействию нормализованных образов идеальных беременных тел, которые передают нереалистичные идеалы. Это усугубляется доминирующим медицинским дискурсом, касающимся "правильного" увеличения веса во время беременности, который влечет за собой социальную стигматизацию - нельзя поправляться во время беременности, переставать быть привлекательной. Тело должно оставаться естественным, но в то же время подтянутым.
Фотографии беременных женщин в соцсетях - “вылизаны”. Часто, это съемка у профессионального фотографа, в модной одежде для беременных и декорациях не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Многие посты демонстрируют коммерциализацию тела до такой степени, что изображения и текст ощущаются как реклама. Потребление во время беременности возводится в абсолют, а покупка сомнительных товаров становится способом показать окружающим, да и самой себе, что ты ответственная мать.
Те у кого нет времени и средств заниматься подобными практиками исчезают из инфополя и их опыт становится менее важным. Это же происходит и с женщинами, пытающимися показать в социальных сетях “обратную” сторону беременности со всеми ее неприглядными сторонами. Такие посты набирают значительно меньше охвата и часто сопровождаются негативными комментариями в стиле “противозачаточное фото” или же “зачем это показывать, вы же женщина!”.
Стремление к подобному стандарту беременности по своему токсично. Оно отражает общую тенденцию к ведению социальных сетей через призму капитализма. Несовпадение ожиданий от протекания беременности с окружающей реальностью, может спровоцировать и проблемы со здоровьем, например, послеродовую депрессию. Но не имеет смысла и полностью останавливать женщин в подобной идеализированной репрезентации, если она помогает им чувствовать себя увереннее в столь непростой период их жизни. Важно лишь осознавать, что грань между способом обрести уверенность и требуемым стандартном крайне размыта.