Найти в Дзене

Как воспитателю повысить интерес детей к книге на занятии по развитию речи.

Оглавление

Конспект занятия в старшей группе.

Составление рассказа «Интересная книга».

Задачи:

Художественная литература: Содействовать дальнейшему практическому овладению художественно-речевой деятельностью. Способствовать формированию представления о книге как произведении эстетической культуры.

Связная речь: Формировать умение составлять творческий рассказ.

Словарь: Активизировать словарь на основе ознакомления с художественными произведениями. Формировать интерес к значению мотивированных слов.

Грамматический строй речи: Способствовать формированию осмысленного отношения к грамматической правильности речи, стремлению использовать в речи разные типы предложений (простые, сложные, с прямой речью).

Звуковая культура речи: Стимулировать использование интонационных средств выразительности.

Материал: иллюстрированные книги со знакомыми детям сказками (например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапоч­ка», «По щучьему велению», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золуш­ка», «Золотой ключик», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»).

Предварительная работа: Дети совместно с воспитателем перелистывают книги, которые будут представлены в «Книжном магазине», вспоминают их содержание, авторов, рассматривают иллюстрации.

Ход занятия

1. - Ребята, вы любите сказки?

- Назовите свои любимые сказки.

- А вы знаете, что сказки были придуманы давным-давно? Каждый народ сочинял свои сказки и рассказывал их детям. А те, когда вырастали, рассказывали своим детям. Так они и дошли до на­ших дней. У некоторых сказок даже автора нет, они так и называются - на­родные сказки, потому что народ их сочинил и сохранил такое бесценное богатство.

- Со­временные сказки сочиняли писатели-сказочники. Назовите авторов сказок. (Г. X. Андерсен, Ш. Перро, Э. Успенский, В. Катаев, А. Толстой, А. Пуш­кин, В. Одоевский, П. Бажов и др.).

- Отгадайте загадки о героях сказок.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (Колобок).

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

(Красная Шапочка).

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросёнка).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор….(Айболит).

Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше.

(Карлсон).

Она красива и мила,

А имя ей –

От слова «зола».

(Золушка)

Примечание: При необходимости разобрать с детьми значение слова «зола».

2. - Во всем мире дети любят сказки. Сегодня в нашей группе открыт «Книжный магазин», в нём много сказочных книг.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг со сказками, с которы­ми они познакомились несколько ранее.

- Сумеете ли вы узнать названия сказок по обложкам книг?

Воспитатель показывает детям одну за другой все книги, дети говорят их названия и авторов.

- Каждая книга – настоящая ценность. Как вы думаете, почему я так сказала?

Ответы детей.

- Над созданием книги работает много талантливых, творческих людей: писатели и поэты, художники, издатели. Каждая книга может чему-то научить многих детей и взрослых. Поэтому, все культурные люди очень ценят книги.

- Наш магазин волшебный. Без хорошего продавца - знатока сказок, все герои сказок перепутались. Получилась вот такая сказка.

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Дед говорит бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и гово­рит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» А она отвечает: «Не ешь меня, брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему велению, по моему хотению!» Желание и исполнилось: вырос цветик-семи­цветик, а в серединке Дюймовочка сидит, на ноге у нее один хрустальный башмачок. А в руке - золотой ключик от чердака Карлсона, который жи­вет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

- Ребята, вам понравилась сказка? Вы узнали ее?

- Да... Непонятная сказка. Герои каких сказок здесь собрались? («Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапоч­ка», «По щучьему велению», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золуш­ка», «Золотой ключик», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»).

- Эти, и другие, сказки можно найти в нашем магазине. Нам надо распутать эту сказку-перепутаницу, чтобы герои оказались в своей сказке, в своей книге.

- Каждый из вас сможет побыть в роли продавца-знатока сказок. Кто такой «знаток», что обозначает это слово? (от слова «знать», «знание»; человек, который много знает).

- Мы уже с вами знаем, от какого слова произошло имя Золушка.

- А кто знает, от какого слова произошло имя Дюймовочка?

Воспитатель поясняет, что имя произошло от английского слова «дюйм». Дюймами англичане измеряют длину. Один дюйм – это примерно четыре сантиметра, вот столько (показывает высоту расставленными пальцами).

3. - А вот как писатель Алексей Толстой придумал имя Буратино, непонятно. Но, мы всё равно любим этого весёлого героя. Давайте вместе с ним сделаем разминку.

Физминутка «Буратино»:

Буратино потянулся.

Раз - нагнулся.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. - Продавец книг должен хорошо знать свой товар, чтобы рассказать о нём покупателю.

- Как вы думаете, что надо рассказать о книге?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы, предлагает детям примерный план рассказа:

- Как называется книга.

- Кто автор

- Какие главные герои в сказке.

- Какой интересный эпизод из сказки запомнился.

- Почему вы советуете прочитать именно эту книгу, сказку.

В качестве примерного образца воспитатель может предложить свой рассказа или рассказ одного из детей.

Примерные рассказы:

«Я советую купить эту книгу. Она называется «Золушка». Эту сказку написал Шарль Перро. В книге много красивых иллюстраций. Главная героиня сказки – Золушка. Она была добрая, трудолюбивая девочка. С помощью феи она попала на бал и познакомилась с принцем. Мне кажется, что самый интересный момент – как принц искал Золушку и примерял всем девушкам её хрустальную туфельку. Каждая девочка должна прочитать сказку «Золушка», потому что все девочки мечтают стать принцессами, а у Золушки это получилось».

«Я советую купить книгу «Колобок». Это русская народна сказка. На каждой странице этой книги – большая яркая картинка. Главный герой сказки – Колобок. Колобок всё время напевал песенку: «Я колобок, колобок. По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл». Эта сказка понравится маленьким детям, можете рассказать её своим маленьким братикам и сестричкам».

Дети по желанию выбирают в магазине книгу, рассказывают «покупа­телям» о сказке, рекомендуют купить ее для чтения.

Заслушиваются 4 -5 рассказов.

- Кто захотел купить эту книгу после рассказа продавца Саши?

- Почему тебе захотелось купить? Что в Сашином рассказе тебя заинтересовало?

- Обязательно перечитаем эту сказку!

- «Книжный магазин» закрывается на перерыв.

Воспитатель предлагает продолжить игру в свободное время.