Бренд ZARA выпустил коллекцию одежды под названием The Jacket, разместив рекламу на сайте и в соцсетях. На фото модели позировали с завернутыми в белые пакеты манекенами, силуэт которых напомнил фотографии погибших в войне между Израилем и Палестиной.
Входящий в испанскую fashion-группу Inditex бренд модной одежды Zara опубликовал снимки из новой рекламной кампании «The Jacket», посвященной премиальной лимитированной линии Zara Atelie, лицом которой стала американская фотомодель и актриса Кристен Макменами, прославившаяся благодаря своей необычной, андрогинной внешности.
Кадры, сделанные в рамках рекламной кампании, представляют собой серию снимков, на которых Макменами позирует на фоне разрушенных стен и обломков манекенов - вокруг неё пыль, камни, статуи и манекены, некоторые из которых лишены конечностей, а другие завернуты в белую ткань.
В аккаунте Zara в соцсети Instagram* креатив вызвал бурную реакцию - появились десятки тысяч комментариев, многие из которых были с палестинскими флагами, а в соцсети X был запущен хештэг #BoycottZara. Критики заявили, что изображения напоминают фото тел в белых саванах в секторе Газа.
Группа Inditex удалила спорную рекламу новой коллекции и объяснила снятие фото с главной страницы сайта и приложения "обновлением контента", передает агентство Рейтер.
Согласно информации агентства, на презентации коллекции 7 декабря Zara заявила, что вдохновлялась пошивом мужской одежды прошлых веков. На фотографиях, судя по всему, изображена мастерская художника с лестницами, упаковачными материалами, деревянными ящиками и ассистентами в спецодежде.
Реакция ZARA на скандал
Бренд ZARA заверил, что кампания представляла собой "серию изображений незаконченных скульптур в мастерской скульптора и была создана с единственной целью продемонстрировать одежду, изготовленную вручную, в художественном контексте".
В заявлении, опубликованном после того, как началась отмена, компания заявила:
“Выслушав комментарии относительно последней кампании Zara Atelier ‘The Jacket’, мы хотели бы поделиться следующим с нашими клиентами. Кампания, которая была задумана в июле и сфотографирована в сентябре, представляет собой серию незаконченных скульптур в мастерской скульптора и была создана с единственной целью продемонстрировать одежду ручной работы в художественном контексте.
К сожалению, некоторые клиенты почувствовали себя оскорбленными этими изображениями, которые теперь были удалены, и увидели в них нечто далекое от того, что было задумано при их создании. Zara сожалеет об этом недоразумении, и мы подтверждаем наше глубокое уважение ко всем”.
Реакции на рекламу ZARA в соцсетях
Несмотря на то, что посты ставшей скандальной рекламной кампании были удалены из соцсетей Zara и официального сайта бренда, в социальных сетях продолжается масштабная кампания по отмене и бойкоту Zara – хештег #BoycottZara в Instagram насчитывает около 9000 публикаций, а количество просмотров видео в TikTok по данному хештегу приближается к 35 млн.
Объяснения бренда тоже не помогли, а лишь подлили масла в огонь, компанию заклеймили как "глухонемую".
"У вас было 2 месяца, чтобы придумать новую концепцию, прежде чем публиковать ее, или, по крайней мере, просмотреть фотографии и попросить некоторых членов команды проверить, может ли это показаться оскорбительным для людей, особенно учитывая, что ваш руководитель женского отдела в прошлом делал вульгарные оскорбительные заявления по этому самому вопросу!!!!!" - написал один человек в комментариях.
Пользователи соцсети продолжили: "К сожалению, некоторые клиенты почувствовали себя оскорбленными" — так что теперь мы (клиенты) виноваты в нашей реакции на вашу бесчувственность???? Что мы должны были делать после 66 дней просмотра расчлененных тел, а затем этой кампании по отключению звука? Должны ли мы аплодировать слепому творческому руководству??? Должны ли мы приветствовать сионистских модельеров? Неужели "извините" действительно отсутствует в вашем скудном словарном запасе? Я надеюсь, вы проигрываете во всех отношениях в этом мире. Ваше невежество и отсутствие стремления к знаниям делают вас недостойными искупления!"
«Как вам не стыдно, неужели вы не знали, что происходит в Палестине? Или вас заботит только потеря прибыли?»
«Мы объявляем бойкот. Никакие оправдания не принимаются, когда известный бренд рекламирует смерть»
«После такого поступка Зара заслуживает бойкота навечно»
«Больше никогда не буду у вас покупать что-либо»
«Сами себе подписали приговор. Бойкот»
Пользователь amrmaskoun, назвав команду ZARA "худшей маркетинговой командой", даже предложила выход из положения:
1. Сценарий “Пожертвования для Газы”, который я лично не рекомендую, возьмите в качестве примера Rare beauty, я имею в виду, что это был глупый шаг.
2. Сценарий “Давайте притворимся, что ничего не произошло”, когда вы продолжаете публиковать другие фотографии из ранее снятых кампаний 😂 и здесь вас отнесут к категории невежд, каковыми, кстати, вы определенно являетесь.
3. Сценарий “Давайте подождем, пока все уляжется и люди забудут”.
Коммуникационные ошибки ZARA
- Безотносительно ситуации в Газе, завернутые в пластик манекены напоминают упакованные тела умерших, поэтому неважно, до 7 октября, или после размещается реклама. При этом белый материал однозначно адресует к мусульманской традиции похорон — именно так хоронят умерших, оборачивая их в белую ткань, завязанную определённым образом. На фоне трагедии в Газе реклама попадает в контекст, связанный с импринтами прошлого и настоящего.
- Исполнительный директор модного бренда Haute Hijab, специализирующегося на производстве хиджабов, Мелани Элтурк тоже осталась в недоумении от рекламной кампании бренда. «Это ненормально. Что это за больные, извращенные и садистские изображения, на которые я смотрю?» — прокомментировала пост Элтурк.
- Сами извинения больше походили на отказ от ответственности и были сформулированы примерно так: “это не мы ошиблись, это вы ничего не поняли”.
Ранее Zara уже попадала в похожий скандал, который не получил огласки и всплыл только сейчас. В июне 2021 года в личных сообщениях в соцсети произошел конфликт между дизайнером женских коллекций бренда Ванессой Перильман и моделью палестинского происхождения Кахером Хархашем. Дизайнер отправила сообщение, в котором неосторожно прокомментировала положение населения в Палестине. «Возможно, если бы ваши люди получили образование, они бы не взрывали больницы и школы в Газе, в финансировании которых помогал Израиль», — написала Перильман.
Мусульманские пользователи потребовали объяснений от бренда, почему ведущий дизайнер компании позволяет себе такие оскорбительные высказывания. Zara в свою очередь опубликовала пост в соцсети X, в котором пояснила, что бренд не поддерживает дискриминацию какой-либо культуры, религии, страны или расы. Никаких извинений от компании не последовало.