Конспект занятия в старшей группе детского сада.
Составление творческого рассказа «Сочиняем стихи».
Задачи:
Художественная литература: Закрепить представления об особенностях стихотворной и прозаической речи. Осуществлять практическое знакомство со способами сочинения собственных произведений.
Связная речь: Формировать умение составлять творческий рассказ реалистического или фантастического содержания.
Словарь: Развивать умение подбирать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества и признаки предметов, объектов. Способствовать развитию интереса к значению слов.
Грамматический строй речи: Стимулировать использование разных слов и их форм для называния одних и тех же объектов.
Звуковая культура речи: Развивать интерес к звучащему слову. Совершенствовать речевой и фонематический слух.
Материал: Книга – сборник стихотворений; игрушки или картинки с изображением объектов для выбора персонажа стихотворения.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям новую красочную книгу со стихотворениями; спрашивает у ребят, хотят ли они узнать, что написано в этой книге.
Воспитатель зачитывает 2-3 выразительных по ритму стихотворных отрывка.
- Что это: рассказ или стихотворение?
- Как вы думаете, легко ли писать стихи?
- Кто пишет стихи? (поэты).
- Назовите поэтов, которых вы знаете.
- Стихи писать интересно и очень нелегко. Стихотворения, которые я вам сейчас прочитала написал …. А сколько ещё есть замечательных поэтов, авторов стихов для детей! А.Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благинина, И. Токмакова, В. Берестов, Б.Заходер и др.
- Чем отличаются стихи от рассказов?
- В стихах есть ритм, рифма.
- Как вы думаете, что такое ритм?
- Ритм можно отстучать на барабане, или металлофоне. А можно прохлопать в ладоши.
Воспитатель рассказывает небольшое стихотворение, чётко голосом интонирует ритм, и одновременно прохлопывает его в ладоши.
Например:
Я люблю свою лошадку.
Причешу её шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
- Попробуйте и вы простучать ритм этого стихотворения.
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение и отхлопывают его ритм.
- Как вы думаете, получится ли отстучать ритм рассказа?
- Давайте попробуем.
Воспитатель зачитывает прозаический текст из 3-4 предложений; дети пробуют отстучать его ритм.
- Почему у нас не получилось? (Ритм есть только у стихов).
- А что такое рифма?
Выслушиваются рассуждения детей.
- Поэт Д.Чиарди в своём стихотворении сравнил рифмы с удивительными птицами: сами они разные, а хвосты – одинаковые. На самом деле это не птицы, а слова. А хвосты, хвостики – это концовки слов, и они действительно одинаковые. Послушайте это стихотворение.
Удивительные птицы
На улице прохожего
Увидел я вчера,
Он ящик нес, на ящике
Написано: «Игра».
Я два квартала шел за ним,
Поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его:
- А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
- Уверен, что такой игры
Еще ты не встречал.
Две птицы удивительных
Есть в ящике моем.
И, если хочешь, то с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг -
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
...И вправду, птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь»,
Другая сразу - «гость» и «трость».
Одна достала слово «грусть»,
Другая фразу: «Ну и пусть!»
Одна достала слово «слон»,
Другая - «звон» и «телефон».
- Теперь, - сказал мне человек,
Пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка»,
А я ответил: «Бочка»,
И «строчка», и «сорочка»,
И сразу «два листочка».
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час
Похожими словами.
Теперь мы покидаем вас,
И вы играйте сами!
- Поиграем в рифмы!?
Игра «Добавлялки».
Ра-ра-ра - начинается... (игра).
Ры-ры-ры - у мальчика... (шары).
Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру).
Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе).
Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар).
Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор).
Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу).
Ша-ша-ша - мама моет... (малыша).
Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа).
Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу).
Са-са-са - в лесу бегает... (лиса).
Су-су-су - было холодно в... (лесу).
От-от-от - в болоте спит... (бегемот).
- Как интересно подбирать рифмы! Давайте попробуем вместе подобрать рифмы в стихотворении Д. Хармса «Пирог».
Воспитатель читает стихотворение. Дети подбирают, договаривают подходящие слова-рифмы.
Я захотел устроить бал –
И я гостей к себе... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки - тут,
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки... (не нашли).
- Чтобы лучше узнать, что такое рифма, давайте поиграем в игру «Кузовок».
Дети выходят из-за столов, становятся в круг.
- Будем передавать друг другу кузовок, так называют корзинку, и складывать в него слова, которые заканчиваются на -ок.
Воспитатель начинает: «Я положу в кузовок клубок».
Дети передают кузовок и складывают в него слова (платок, замок, сапожок, башмачок, чулок, колобок и т.д.). Если запас слов иссякает, то для рифмовки можно предложить другие созвучия: «-ка», «-ом», «-щи» и т. д.
- А теперь давайте попробуем рифмовать целые слова.
Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму: пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка - пушка; мышка - крышка; плошка - кошка и т.д.
- Дети, а вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи? Что у вас получилось?
Выслушиваются ответы ребят.
- Помните, как сочинял стихи Незнайка?
Воспитатель напоминает:
Я поэт.
Зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка.
- Как вы думаете, это хорошие стихи?
- Почему вы так думаете?
- Есть ли в этих стихах рифма? (да).
- Есть ли в этих стихах ритм? Давайте его простучим. (да, есть ритм).
- А чего же в них нет?
- В стихах кроме ритма и рифмы должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными.
- Давайте попробуем все вместе сочинять стихи.
- Вначале нужно выбрать героя.
Воспитатель на большой палец надевает шапочку-маску.
- Жил-был пальчик.
-Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.
- Маленький... мальчик.
Он кашу... кушал,
И маму... слушал.
- Ребята, что еще мог делать мальчик?
Он... печь топил,
Дрова... носил,
Пол... подметал,
Бабушку... встречал,
Папу на работу... провожал.
- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был ... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)
- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.
Хороший был пальчик,
Маленький мальчик.
Воспитатель предлагает ребятам попробовать сочинить маленькое стихотворение.
Для облегчения выбора героя можно предложить ребятам набор игрушек или картинок (зайчик, мишка, машинка, лошадка и т.п.).
Если необходимо, воспитатель и дети оказывают помощь «поэту» в подборе рифм («Придумайте слово, у которого «хвостик» такой, как у слова «Мишка») и разворачиванию сюжета («Что Мишка любил?»). В конце воспитатель оформляет целостное стихотворение, сочинённое ребёнком (Например: «Жил-был Мишка – шалунишка. Он любил малину кушать, И стихи Егора слушать»), и предлагает «поэту» самому рассказать его.
Воспитатель записывает стихи в «книгу». Предлагает потом дополнить её новыми сочинениями, оформить, нарисовать рисунки