Найти в Дзене

Как воспитатель может помочь детям полюбить стихи читать и сочинять. Конспект занятия в старшей группе.

Оглавление

Конспект занятия в старшей группе детского сада.

Составление творческого рассказа «Сочиняем стихи».

Задачи:

Художественная литература: Закрепить представления об особенностях стихотворной и прозаической речи. Осуществлять практическое знакомство со способами сочинения собственных произведений.

Связная речь: Формировать умение составлять творческий рассказ реалистического или фантастического содержания.

Словарь: Развивать умение подбирать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества и признаки предметов, объектов. Способствовать развитию интереса к значению слов.

Грамматический строй речи: Стимулировать использование разных слов и их форм для называния одних и тех же объектов.

Звуковая культура речи: Развивать интерес к звучащему слову. Совершенствовать речевой и фонематический слух.

Материал: Книга – сборник стихотворений; игрушки или картинки с изображением объектов для выбора персонажа стихотворения.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям новую красочную книгу со стихотворениями; спрашивает у ребят, хотят ли они узнать, что написано в этой книге.

Воспитатель зачитывает 2-3 выразительных по ритму стихотворных отрывка.

- Что это: рассказ или стихотворение?

- Как вы думаете, легко ли писать стихи?

- Кто пишет стихи? (поэты).

- Назовите поэтов, которых вы знаете.

- Стихи писать интересно и очень не­легко. Стихотворения, которые я вам сейчас прочитала написал …. А сколько ещё есть замечательных поэтов, авторов стихов для детей! А.Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благинина, И. Токмакова, В. Берестов, Б.Заходер и др.

- Чем отличаются стихи от рассказов?

- В стихах есть ритм, рифма.

- Как вы думаете, что такое ритм?

- Ритм можно отстучать на барабане, или металлофоне. А можно прохлопать в ладоши.

Воспитатель рассказывает небольшое стихотворение, чётко голосом интонирует ритм, и одновременно прохлопывает его в ладоши.

Например:

Я люблю свою лошадку.

Причешу её шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

- Попробуйте и вы простучать ритм этого стихотворения.

Дети вместе с воспитателем читают стихотворение и отхлопывают его ритм.

- Как вы думаете, получится ли отстучать ритм рассказа?

- Давайте попробуем.

Воспитатель зачитывает прозаический текст из 3-4 предложений; дети пробуют отстучать его ритм.

- Почему у нас не получилось? (Ритм есть только у стихов).

- А что такое рифма?

Выслушиваются рассуждения детей.

- Поэт Д.Чиарди в своём стихотворении сравнил рифмы с удивительными птицами: сами они разные, а хвосты – одинаковые. На самом деле это не птицы, а слова. А хвосты, хвостики – это концовки слов, и они действительно одинаковые. Послушайте это стихотворение.

Удивительные птицы

На улице прохожего

Увидел я вчера,

Он ящик нес, на ящике

Написано: «Игра».

Я два квартала шел за ним,

Поверьте, я не вру,

И, наконец, спросил его:

- А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал:

- Уверен, что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И, если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг -

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

...И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово «гвоздь»,

Другая сразу - «гость» и «трость».

Одна достала слово «грусть»,

Другая фразу: «Ну и пусть!»

Одна достала слово «слон»,

Другая - «звон» и «телефон».

- Теперь, - сказал мне человек,

Пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово «кочка»,

А я ответил: «Бочка»,

И «строчка», и «сорочка»,

И сразу «два листочка».

И на прощанье «точка».

Мы с ним играли целый час

Похожими словами.

Теперь мы покидаем вас,

И вы играйте сами!

- Поиграем в рифмы!?

Игра «Добавлялки».

Ра-ра-ра - начинается... (игра).

Ры-ры-ры - у мальчика... (шары).

Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру).

Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе).

Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар).

Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор).

Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу).

Ша-ша-ша - мама моет... (малыша).

Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа).

Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу).

Са-са-са - в лесу бегает... (лиса).

Су-су-су - было холодно в... (лесу).

От-от-от - в болоте спит... (бегемот).

- Как интересно подбирать рифмы! Давайте попробуем вместе подобрать рифмы в стихотворении Д. Хармса «Пирог».

Воспитатель читает стихотворение. Дети подбирают, договаривают подходящие слова-рифмы.

Я захотел устроить бал –

И я гостей к себе... (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки - тут,

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки... (не нашли).

- Чтобы лучше узнать, что такое рифма, давайте поиграем в игру «Кузовок».

Дети выходят из-за столов, становятся в круг.

- Будем передавать друг другу кузовок, так называют корзинку, и складывать в него слова, которые заканчиваются на -ок.

Воспитатель начинает: «Я положу в кузовок клубок».

Дети передают кузовок и складывают в него слова (платок, замок, сапожок, башмачок, чулок, колобок и т.д.). Если запас слов иссякает, то для рифмовки можно предложить другие созву­чия: «-ка», «-ом», «-щи» и т. д.

- А теперь давайте попробуем рифмовать целые слова.

Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму: пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка - пушка; мышка - крышка; плошка - кошка и т.д.

- Дети, а вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи? Что у вас получилось?

Выслушиваются ответы ребят.

- Помните, как сочинял стихи Незнайка?

Воспитатель напоминает:

Я поэт.

Зовусь Незнайка.

От меня вам балалайка.

- Как вы думаете, это хорошие стихи?

- Почему вы так думаете?

- Есть ли в этих стихах рифма? (да).

- Есть ли в этих стихах ритм? Давайте его простучим. (да, есть ритм).

- А чего же в них нет?

- В стихах кроме ритма и рифмы должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадоч­ными, шуточными.

- Давайте попробуем все вместе сочинять стихи.

- Вначале нужно выбрать героя.

Воспитатель на большой палец надевает ша­почку-маску.

- Жил-был пальчик.

-Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.

- Маленький... мальчик.

Он кашу... кушал,

И маму... слушал.

- Ребята, что еще мог делать мальчик?

Он... печь топил,

Дрова... носил,

Пол... подметал,

Бабушку... встречал,

Папу на работу... провожал.

- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был ... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)

- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.

Хороший был пальчик,

Маленький мальчик.

Воспитатель предлагает ребятам попробовать сочинить маленькое стихотворение.

Для облегчения выбора героя можно предложить ребятам набор игрушек или картинок (зайчик, мишка, машинка, лошадка и т.п.).

Если необходимо, воспитатель и дети оказывают помощь «поэту» в подборе рифм («Придумайте слово, у которого «хвостик» такой, как у слова «Мишка») и разворачиванию сюжета («Что Мишка любил?»). В конце воспитатель оформляет целостное стихотворение, сочинённое ребёнком (Например: «Жил-был Мишка – шалунишка. Он любил малину кушать, И стихи Егора слушать»), и предлагает «поэту» самому рассказать его.

Воспитатель записывает стихи в «книгу». Предлагает потом дополнить её новыми сочинениями, оформить, нарисовать рисунки