Найти в Дзене
Пассажир 4-го вагона

В новогодней сказке "Ирония судьбы" наврали: главная нестыковка, о которой не сказали. Нашла локации съемок

Оглавление

В кутерьме новогодних праздников многие россияне успевают посмотреть советский телевизионный фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Лирическая комедия Эльдара Рязанова почти полвека не теряет своей притягательности для зрительской аудитории.

Мы наивно верим в реальность и счастливый исход сказочной ситуации, в которую герои попали действительно «по иронии судьбы».

Дом типовой застройки 1970-х
Дом типовой застройки 1970-х

Нельзя сказать, что с годами в истории любви хирурга Жени и учительницы Нади открываются какие-то иные слои или скрытые смыслы. А вот обнаружить в фильме новые киноляпы, как говорят наблюдательные и пытливые зрители, повторные просмотры явно помогают.

Дело в том, что создавался двухсерийный телепроект силами и средствами «Мосфильма». Интерьеры многих внутренних помещений (даже общественной бани) были смоделированы в павильонах киностудии.

А «натуру» брали в двух главных городах СССР, раскрасавице-сестрице Москве и ее нордическом брате Ленинграде.

Тем, кто часто здесь бывает и знает районы, которые в 1975 году попали в фокус кинокамер, не составит труда сравнить элементы нынешней инфраструктуры мегаполисов с экранными локациями. И «ву-а-ля!» — нестыковки налицо. Меня заинтересовали две их них.

Ирония судьбы
Ирония судьбы

Вот эта улица, вот этот дом

Отправная точка фильма — одинаковый адрес и внешний вид домов, которые находятся в разных городах. Из-за чего, собственно говоря, и произошла путаница. На экране обе «панельки» под номером 25 по 3-й улице строителей — это экспериментальная типовая модель жилищной архитектуры 1970-х, из серии И-99-47/406.

Что касается адреса, то в промзоне Северной столицы такого никогда не было. В Москве улица существовала за 12 лет до съемок, до присвоения имени Марии Ульяновой. И дом 25 – это обычная «хрущевка».

Подчеркнуть унифицированность застройки «спальных» районов помог столичный проспект Вернадского. Там как раз были «близнецы», 16-этажные 5-подъездные «соты», на 275 квартир каждый.

Окрестности проспекта Вернадского
Окрестности проспекта Вернадского

В съемках участвовали дома, расположенные на самом деле с 700 метрах друг от друга: № 125 (Жени в Москве) и № 113 (Нади в Ленинграде).

К современному дому Лукашина сделана цокольная пристройка Театра на Юго-Западе. Магазин «Продукты», что был в доме Шевелевой, существует до сих пор.

В честь культового фильма на подъездах установлены памятные доски в виде портфеля, в обнимку с которым незадачливого москвича подвыпившие друзья «загрузили» в питерский самолет.

Почему-то на мемориальные знаки то и дело посягают вандалы. Но через некоторое время их восстанавливают.

Снегурочка — она и в Африке Снегурочка

Когда приятель Лукашина собирается к нему в гости, он покупает бутылку шампанского в месте «организованной торговли». В обстановке этой сцены зрителя ничего не напрягает.

Предновогодние ярмарки и базары (как раньше говорили), с гирляндами и продавщицами в наряде Снегурочек — обычное дело.

Снимали рынок в Новых Черемушках, на улице Шверника. На заднем плане — облупленные «сталинки» и характерная архитектура Дома аспирантов и стажеров МГУ. Отсюда до «многоквартирника» на проспекте Вернадского — с десяток километров.

Но шампанское вместе с Павликом мгновенно переносится в Тропарево, к продуктовому магазину на улице 26-ти Бакинских Комиссаров.

Приезжий спрашивает дорогу у прохожей. Видимо, сказочного волшебства на доставку гостя до порога у внучки деда Мороза не хватило. А вот бредущему по метели Жене она помогла с перемещением в пространстве.

Из-под козырька МГУшного общежития тот попал прямо к церкви Архангела Михаила, что находится через дорогу от его дома с бутафорским номером «25». Как тут не поверить в новогодние чудеса?

Новые Черемушки и Тропарево (тогда и сейчас)
Новые Черемушки и Тропарево (тогда и сейчас)

В фильме еще много передергиваний, мешанины и подмен, связанных со съемками инфраструктуры обеих российских столиц.

Но создатели лирической мелодрамы не раз поясняли, что делали ставку на легкость и юмор, оригинальность сюжета и мастерство актеров. Следование логике событий и точность геолокации были в их планах отнюдь не на первом месте.

Главные атрибуты жанра — образность и условность. В то, что у творческих людей все обстоит именно так, легко верится. Достаточно вспомнить слова из популярной песни Жанны Агузаровой: «... от Москвы до Ленинграда, и обратно до Москвы пляшут линии ограды и мосты…».
Привычные локации мегаполиса
Привычные локации мегаполиса

А вы сами какие киноляпы смогли заметить в этой кинокартине?