Заявления президента России Владимира Путина в рамках традиционной прямой линии продолжают осмысливать многие зарубежные СМИ, политики и эксперты. Они разбирают их по частям, пытаясь выстроить парадигму, возможно, новой российской внешней политики на разных направлениях.
На сей раз речь идет о том, что глава России подчеркнул, что юго-восточная часть Украины исторически была территорией России.
«Все Причерноморье в результате русско-турецкий войн отошло к России, — говорил Путин. - Причем здесь Украина? Никакого отношения не имеет вообще ни Крым, ни все Причерноморье. Одесса - вообще русский город. Все об этом хорошо знают».
Ещё по теме
На основе этого заявления западные СМИ делают заключение, что «Одесса станет одним из направлений для наступления русской армии», что «позволит выйти к границе Приднестровья, которое может стать следующей «горячей точкой» за счет действий Кишинева и Киева». Помимо этого, как считает немецкое издание Bild, «Москва планирует до конца 2024 года установить полный контроль над территориями Донецкой и Луганской народными республиками, после чего выйти к реке Оскол в Харьковской области».
Ранее на ИА REX: Путин: всё причерноморье является российским, Одесса – русский город
В этой связи турецкое издание dikGAZETE в материале «Кому Путин из Москвы посылает сигналы?» комментирует заявления лидера России о «временах Очакова и покорения Крыма» в несколько необычном ракурсе. Прежде всего, отмечается, что «большинство людей в Турции не знают исторических фактов, которые приводит Путин, хотя турецким историкам известно, что Причерноморье перешло в состав Российской империи в результате нескольких войн с Османской империей, и что тогда никакой Украины не было».
При этом турецкая газета напоминает, что в XVIII веке побережье Черного моря было зоной борьбы России с Османской империей. Крымское ханство находилось под протекторатом Стамбула. 8 января 1784 года султан Абдул–Гамид дал письменное согласие российскому чрезвычайному посланнику Якову Булгакову признать власть России над Крымом, Кубанью и Таманью. Однако окончательное покорение Крыма стало возможным раньше в результате заключения Кючук- Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году. Добровольно сложивший с себя ханское достоинство Шагин–Гирей стал первым мусульманином, удостоенным высшей награды империи - ордена Андрея Первозванного. На основе этого dikGAZETE делает заключение, что «исторические сигналы Путина адресованы как напоминание не Украине, которой «не было», а Турции».
Но не только ей одной. «Дернулись» и в Болгарии. Премьер-министр Болгарии Николай Денков охарактеризовал комментарий Путина о Чёрном море как якобы «имперскую прихоть, направленную против некоторых стран Европейского Союза (ЕС)». Выступая перед журналистами в Брюсселе, куда он отправился для участия в Совете ЕС и саммите ЕС- Западные Балканы, Денков сказал:
«Поначалу это может показаться просто заявлением, некоторые из них могут превратиться в план действий».
Но в какой?
В Софии в этой связи вспомнили не о войнах Екатерины Великой, а о русско-турецкой войне 1877-1878 годов, что географически расширяет раскручиваемую историческую интригу. Как известно, в ходе этой войны боевые действия против Османской империи велись на двух театрах: на Балканах и в Закавказье. 3 марта 1878 года между Россией и Османской империей был заключён Сан-Стефанский мир, согласно которому Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, а Болгария становилась автономным княжеством, занимавшим земли от Дуная до Эгейского моря. Но потом Болгария была разделена на три части: вассальное по отношению к Турции княжество Болгария, автономную провинцию Восточная Румелия и Македонию, возвращавшуюся Османской империи без каких-либо прав. Черногория, Сербия и Румыния получили независимость, однако их территория по сравнению со Сан-Стефанским договором была уменьшена. Кроме того, Россия потом вынуждена была вернуть Турции часть своих завоеваний в Закавказье, но сохранила контроль над Карсом, Ардаганом и Батумом. Теперь болгары, как говорит известный историк Олег Айрапетов, пытаются забыть свою историю, постоянно транслируя, что Россия «привносит войну, что Болгария готова на все во имя Европы, забывая о том, что в течение 500 лет она находилась под турецким игом».
Еще один элемент обозначенной информационной интриги в том, что, как полагает турецкое издание Karar, в том, что лидеры России и Турции «стали активно использовать в своих суждениях исторический ресурс, в котором нет Украины, и формируют в своих странах новое историческое самосознание». Они по-разному и на разных направлениях возвращают утраченную ранее национальную историческую память. И как тут не вспомнить известную фразу Достоевского, что «не будет у России и никогда еще не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными». И парадокс: чем больше независимых государств создавалось на территории бывших османских владений в Европе, тем дальше оказывалась Россия от своей заветной мечты — Константинополя. И еще. Стоило туркам уйти с Балкан, как они стали пороховым погребом Европы, который рванул в 1914 году. Сегодня об этом есть смысл тоже вспомнить, как и о том, что уход России с Кавказа всегда вел к войнам в этом регионе. Так что «исторические сигналы» Путина с пониманием воспринимает лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Автор: Тарасов Станислав