Как юрист и адвокат, я тщательно слежу не только за громкими судебными процессами, изменением нашего законодательства, но и за той судебной практикой, которая лежит в плоскости международных отношений. В частности, я внимательно наблюдаю за той историей, которая тянется уже более года – речь идет о так называемой «заморозке» наших золотовалютных резервов.
Сколько заморожено?
Но этот щекотливый вопрос, думаю, волнует в равной степени всех россиян, ведь это огромные деньги! Правда, в разное время называлась разная сумма – если в марте 2022 года Силуанов заявлял о заморозке наших средств на 300 миллиардов долларов, то в конце января директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова назвала уже сумму в 5,7 триллионов рублей. Для сравнения, это в 1,5 раза больше, чем расходы в российском бюджете на здравоохранение и образование вместе взятые!
Как ответила Россия
Конечно беспрецедентная мера по «заморозке» российских средств не осталась без ответа с нашей стороны. В марте 2022 в СМИ поступила информация о «зеркальных» мерах России по отношению к «активам» Запада. 12 мая этого года на XI Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) заместитель министра финансов Андрей Моисеев заявил, что в нашей стране также были «заморожены» иностранные активы на сумму, примерно равную той, что заморозили США и ЕС.
Также зам. Министра финансов рассказал, что небольшие банки даже пытаются производить обмен замороженных активов.
«Принятые нами решения привели к тому, что называется реторсия, а именно некий переговорный рычаг. Сейчас объем российских активов, которые заморожены, и активов недружественных нерезидентов, замороженных в России, приблизительно совпадают».
Есть ли жизнь без «кубышки»?
Но одно дело – ограничить в ответ ресурсы «недружественных» стран, другое дело – вернуть свои деньги. Ведь уже долгое время Россия не может пользоваться этой важной долей наших золотовалютных резервов. Более того, до недавнего времени стратегический запас, который наши либералы-экономисты почему-то продолжали хранить в западных банках, был гарантией стабильности нашей экономики. Мы всегда могли надеяться, что в случае нестабильной ситуации или незапланированных трат возьмем деньги из «кубышки» без риска инфляции.
Что же делает сегодня Набиуллина, чтобы стабилизировать экономику? По сути, ее «палочкой-выручалочкой» сегодня стало повышение ключевой ставки ЦБ. Совсем недавно, 15 декабря она была повышена в пятый раз подряд и составила 16% годовых!
Насколько это оправданно – вряд ли кто-то скажет наверняка, но точно можно сказать, что ни о каком экономическом росте не может быть и речи, ведь в этих условиях предприятия просто лишены возможности брать кредиты! Если при ставке 7,5%, которая была полгода назад, можно было еще на что-то надеяться, то при сегодняшней ситуации никто не решится брать взаймы у банка под такой огромный процент.
Вернутся ли деньги?
На этот вопрос ни Центробанк, ни министерство финансов отвечать не торопятся. Да и вообще, судя по отсутствию какой-либо информации можно подумать о том, что Набиуллина и Силуанов уже смирились с «заморозкой» наших денег и ничего не собираются предпринимать.
Пожалуй, единственный из представителей народа в Правительстве, кто постоянно держит эту тему под контролем – это депутат Госдумы от КПРФ, супруга известного политика Николая Платошкина Анжелика Егоровна Глазкова.
И вот недавно она воспользовалась своим правом задать вопрос Набиуллиной, когда та пришла с традиционным отчетом в Госдуму. Очевидно, глава ЦБ привыкла к беззубым вопросам и пустой похвале, поэтому на вопрос депутата «Где деньги, Зин?» (если кратко его обозначить), начала бормотать что-то невразумительное. Ниже я приведу вопрос Глазковой и ответ Набиуллиной.
Глазкова:
«Вопрос по нашим замороженным активам на Западе. Год назад я получила от Вашего заместителя ответ, и в нем говорилось, что Центробанк ищет юристов на Западе, которые смогут в суде поддерживать нашу страну, вести судебные процессы. Скажите пожалуйста, на сегодняшний день нашли ли этих юристов, ведутся ли судебные разбирательства, может быть удалось что-то вернуть? Расскажите пожалуйста, какая работа была проведена и ведется по возврату наших золотовалютных резервов? Спасибо».
Набиуллина (вопросительные знаки мои):
Спасибо за вопрос….вот Алексей Геннадьевич (??) как раз наверное (???) давал ответы, сможет дополнить меня, если нужно… это наш (??) мой… секретарь и заместитель… Мы действительно готовимся к этим искам, то есть мы намерены защищать свои законные права. Эти иски технически и информационно со своей стороны мы подготовили. Но есть вопросы, связанные, действительно, с наймом юристов (???) – из-за санкций их действительно тяжело найти, которые за рубежом защищали бы наши права. Но мы будем работать, определять время, когда эффективно это будет сделать… Алексей Геннадьевич, есть что добавить или достаточно? Достаточно».
Друзья, а вы что думаете по этому бездействию Набиуллиной? Сможет ли она такими темпами вернуть НАШИ деньги?