Найти в Дзене

День в истории. «Стена, да гнилая — ткни её, она и развалится!»

Харис Якупов (1919–2010). Пролог (В.И. Ульянов на студенческой сходке в Казанском университете. 1887 год. 1967–1969

В 1887 году Владимир Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета. На вопрос двоюродного брата, почему он решил стать юристом, Владимир отвечал: «Теперь такое время, нужно изучать науки права и политическую экономию. Может быть, в другое время я избрал бы другие науки...»
Но проучился Ульянов недолго, всего несколько месяцев. 4 (16) декабря студенты устроили сходку. Она была вызвана студенческими волнениями в Москве, когда двое студентов погибли, а одной из тем протестов был печально знаменитый циркуляр министра народного просвещения Ивана Делянова от 18 июня 1887 года «о кухаркиных детях», который усиливал сословные ограничения для получения образования. Сходка продолжалась около четырёх часов. Владимир Ульянов выступал горячо и убедительно. Участники сходки выдвигали вполне умеренные, либеральные требования.
Однако четыре десятка зачинщиков сходки (и в их числе Ульянова) в тот же день арестовали. Их продержали под стражей несколько дней, а потом выслали из Казани. Всем им пришлось покинуть университет.

-2

Олег Вишняков (1935—2012). В.И. Ленин на революционной сходке студентов в Казанском университете

-3

Харис Якупов. В.И. Ленин на студенческой сходке в Казанском университете в 1887 году. 1979

Согласно показаниям университетского начальства, Владимир Ульянов ещё за два дня до сходки вёл себя подозрительно: проводил время в курильной (хотя сам не курил), «о чем-то шушукаясь» с товарищами. А 4 декабря «бросился в актовый зал в первой партии», одним из первых нёсся по коридору, выкрикивал что-то, махал руками, воодушевляя этим остальных. Его видели «в первых рядах, очень возбуждённого, чуть ли не со сжатыми кулаками».
После этих событий Ульянова выслали в Кокушкино под Казанью, в имение матери, под гласный надзор полиции. Эта «ссылка» продолжалась до октября следующего года. Всё это время Ульянов усиленно читал...
Один из хрестоматийных эпизодов в жизни Владимира Ильича – его разговор с полицейским после первого ареста. Вот как излагал эту историю большевик Владимир Адоратский:
«Владимир Ильич вспомнил, между прочим, один случай в связи со студенческими беспорядками, случившимися в конце 1887 года. В чём было дело, и из-за чего произошла вся история, Владимир Ильич тогда уже не помнил. Но он помнил один разговор с арестовавшим его приставом, который вёз его на извозчике. Владимир Ильич так живо рассказал мне этот разговор, что он мне врезался в память. Видимо, приставу, судившему по наружности молодого студента, которому было тогда всего 17 лет, показалось, что этот молодой человек попал в историю случайно, благодаря «дурным» влияниям товарищей. Пристав заговорил:
– Ну что вы бунтуете, молодой человек, – ведь стена!
Ответ, однако, получился совершенно неожиданный:
– Стена, да гнилая – ткни, и развалится! – отвечал Владимир Ильич.
Приставу оставалось только ужаснуться такой нераскаянности и закоренелости...»

Лайкните, если хотите помочь распространить эту информацию!