Найти в Дзене
PuzzleMaker

Шопен. Ноктюрны

Один из моих самых любимых дисков. Вообще, Шопен в моих музыкальных пристрастиях занимает особое место. Наряду с Чайковским, Бетховеном и Моцартом. Ежели кому интересно, то Иоганн Себастьян Бах стоит особняком... Итак, представляю вашему вниманию двойной альбом - "Ноктюрны Шопена в исполнении Михаила Воскресенского". Запись примерно 1973 г. *** Ноктюрны — жанр, в котором, едва ли не в наибольшей степени выразились характерные черты фортепианной лирики Шопена.
Истоки пирико-драматических образов и тем всех 20 ноктюрнов композитора нужно искать не столько в личной судьбе, вернее в личной трагедии польского художника-патриота, сколько в общих тенденциях европейского прогрессивного романтизма первой половины ХХ века, в романтической литературе и искусстве всех видов. Как известно, именно у романтиков впервые
проявился столь обостренный интерес к жанру «ночной поэзии» (слово «ноктюрн» происходит от латинского слова «нокс», означающего «ночь»). К жанру, связанному с тревогами ночной бури

Один из моих самых любимых дисков. Вообще, Шопен в моих музыкальных пристрастиях занимает особое место. Наряду с Чайковским, Бетховеном и Моцартом. Ежели кому интересно, то Иоганн Себастьян Бах стоит особняком...

Итак, представляю вашему вниманию двойной альбом - "Ноктюрны Шопена в исполнении Михаила Воскресенского". Запись примерно 1973 г.

-2
-3
-4

***

Ноктюрны — жанр, в котором, едва ли не в наибольшей степени выразились характерные черты фортепианной лирики Шопена.

Истоки пирико-драматических образов и тем всех 20 ноктюрнов композитора нужно искать не столько в личной судьбе, вернее в личной трагедии польского художника-патриота, сколько в общих тенденциях европейского прогрессивного романтизма первой половины ХХ века, в романтической литературе и искусстве всех видов. Как известно, именно у романтиков впервые
проявился столь обостренный интерес к жанру «ночной поэзии» (слово «ноктюрн» происходит от латинского слова «нокс», означающего «ночь»). К жанру, связанному с тревогами ночной бури и грозы или с ласковой умиротворенностью благоухающей ночи, с таинственными видениями или нежными свиданиями в лунную ночь, с бессонными муками неразделенной любви или всеохватывающей мечтой о счастье, восторженным трепетом перед величием природы...

Лишь небольшую и отнюдь не определяющую роль в становлении поэтического мира ноктюрнов Шопена сыграли его предшественники в этом жанре — Мария Шимановская и Джон Фильд (творчество этого ирландского композитора оказало некоторое влияние на ранние ноктюрны). Однако той силы драматизма, сосредоточенного размышления и яркости экспрессии, которой достиг Шопен, до него, пожалуй, не достигал никто.

Ноктюрны Шопена раскрыли необычайную широту и общезначимость, казалось бы, самых лиричных переживаний великого художника. Они показали, что, говоря словами Александра Блока, «..в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим: чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он «свое» и «не свое»: поэтому в эпоху бурь и тревог важнейшие
и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой». Трагическая, нередко скорбная личная тема Шопена, которая всегда столь вдохновенно выражена в его ноктюрнах, это лирическая тема большого художника-гражданина и Человека — и именно потому она приобретает общее значение. Вспоминаются известные слова Белинского о лирике Лермонтова: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем человечества, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество, и потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека...»

Шопен писал ноктюрны на протяжении всей творческой жизни. Ранний ноктюрн ми минор соч. 72 был создан им в семнадцатилетнем возрасте, а последние два — си мажор и ми мажор соч. 62 —в 1846 году, за
три года до смерти. Композитор ощущал в жанре ноктюрна огромные возможности для передачи самых различных дум и настроений. Здесь он нашел благодарную почву и для воплощения своего удивительнейшего дара сочетания песенной мелодии с «инструментапьностью» изложения (в частности замечательной способности чисто инструментального орнаментирования
кантилены). Синтез речитации и напевности также находит свое полноценное воплощение в ноктюрнах Шовена

Но, пожалуй, особенно влекла композитора к ноктюрну возможность выражения в рамках относительно небольшой трехчастной формы больших психологических конфликтов, резких смен настроений, сложных драматических коллизий. Отсюда столь значительное разнообразие ноктюрнов, их разнохарактерность и богатство, несмотря на неизменность лирико-поэтической основы выражения.

Все без исключения ноктюрны Шопена начинаются в медленном темпе, В мелодии господствует песенное начало. Шопен подчеркивает типично «сопровождающим» херектером фектуры кантиленную основу образа,
Обычно такому изложению музыкального материала противопоставляется контрастная середина, оттеняющая кантилену начальной и заключительной частей. Впрочем, «отголоски» контраста в средних частях ноктюрнов
иногда «прослушиваются» и в заключительных, образуя ярко динамизированную репризу.

Двадцать ноктюрнов Шопена не являются циклом в обычном смысле этого слова и представляют собой самостоятельные пьесы, близкие по складу и в то же время многогранно преломляющие один и тот же жанр.

***

Первый из исполняемых ноктюрнов — ми минор, соч. 72, созданный в 1827 году, еще очень близок по стилю к ноктюрнам Фильда.

В ноктюрне си бемоль минор, соч. 9 № 1 преобладают ласковые и светлые интонации. Не лишен ноктюрн и черт пейзажной пасторальности. Контрастный материал в середине не нарушает общего созерцательного характера музыки.

Ноктюрн ми бемоль мажор, соч. 9 № 2 идилличен и от начала до конца утверждает настроение внутренней гармонии, столь редкое для мятущейся души польского художника. Как и предыдущие пьесы, это — одно из наиболее ярких проявлений воздействия Фильда на раннюю лирику Шопена.

В ноктюрне си мажор, соч. 9 № 3 выражен контраст романтической тревоги и умиротворенности; в то же время, начиная с него, в ноктюрнах ощущается типичное для Шопена настроение упоенности тоской.

Ноктюрн фа мажор, соч. 15 № 1 уже относится ко второму периоду творчества композитора (с 1831 года). Он открывает целый ряд типичных для Шопена пьес этого жанра с резко конфликтной серединой: идиллической лирике первой и третьей частей противопоставляется грозовое состояние, душевная буря второй части.

Вдохновенный ноктюрн фа диез мажор, соч. 15 № 2 поражает тончайшим мастерством. Мечтательный, поэтичный образ строится на основе почти «невесомой» мелодии. Во второй части возникает настроение легкой
встревоженности.

Сохранились сведения, что на рукописи ноктюрна соль минор, соч. 15 № 3 Шопен поначалу написал: «После представления «Гамлета», но затем зачеркнул, пометив: «Нет, пусть сами об этом догадаются». Разумеется, речь может идти только о самых общих ассоциациях с образом Гамлета. В пьесе тонко сочетаются хоральные и танцевальные черты, все пронизано трепетной лиричностью.

Ноктюрн до диез минор, соч. 27 № 1 основан на контрасте мечтательности и бурного драматизма, заканчивается тихо и просветленно.

Ноктюрн ре бемоль мажор, соч. 27 № 2, по свидетельству некоторых исследователей, связан с образом Марии Водзинской. Музыка полна поэтического очарования. Это один из наиболее спокойных «баркарольных» ноктюрнов. Широко напевная мелодия льется на фоне свободно и широко раскинутого аккомпанемента.

В лирическом ноктюрне си мажор, соч. 32 № 1 меньше контрастов; очень эффектна несколько театрализованная речитативная кода, в которой можно усмотреть воздействие оперного жанра.

Ноктюрн ля бемоль мажор, соч. 32 № 2 близок по стилю романсу,

В ноктюрне соль минор, соч. 37 № 1 элегическим монологам крайних частей противопоставлены сумрачно твинственные, величаво хоральные звучания средней, выдержанной в строгом четырехголосном сложении.

Ноктюрн сопь мажор, соч, 37 № 2 можно рассматривать как предшественника знаменитой Баркаролы. Это поэтическая зарисовка пейзажа, проникнутого меланхопическим настроением.

Гениальный ноктюрн до минор, соч, 48 № 1 (1841 г.) относится уже к третьему периоду творчества композитора и представляет собой образец высокого драматизма. Здесь слиты патетическая лирика с героизмом, маршевая торжественность — с огромной динамикой развития. Хоральные аккорды средней части несут в себе заряд взрывчатой энергии, в дальнейшем вырывающейся наружу... Тревожная третья часть — радикально трансформированная реприза первой части. Произведение глубоко связано с гражданственно-патриотическими настроениями автора.

Ноктюрн фа диез минор, соч. 48 № 2 — интермеццо после монументального драматизма предыдущего; в музыке — элегическая «усталость», тихая грусть, эпизоды страстно ожидаемого просветления...

Ноктюрн фа минор, соч. 55 № 1 — облагороженная гением Шопена сентиментально-романтическая пьеса.

Ноктюрн ми бемоль мажор, соч. 55 № 2 — типичное создание Шопена позднего периода с элементами рационализма и чертами неоклассицизма, а также повышенным использованием полифонических приемов. Здесь больше углубленного размышления или тонкого изящества, чем непосредственной экспрессии.

Характерные черты ноктюрна си мажор, соч. 62 № 1 — благородство и сдержанность выражения.

Ноктюрн ми мажор, соч. 62 № 2 поначалу представляется несколько академичным. Однако средняя часть, контрастная, взволнованно-драматическая, конфликтная, насыщается страстностью, «обуздываемой» лишь строгостью формы.

Ноктюрн до диез минор [без опуса] относительно мало известен, ибо не входит во многие издания произведений Шопена. Он был написан в 1833 году и впервые опубликован лишь в 1875. Пианисты редко выносят его на эстраду, но в последнее время он стал частым гостем в репертуаре исполнителей, особенно скрипачей. Это — светлая, лирическая пьеса; под тонким флёром меланхоличности просвечивает радужное восприятие мира и жизни.


В. Дельсон

***

Михаил Воскресенский родился в 1935 году в г. Бердянске Запорожской области. Музыкой начал заниматься под руководством матери — профессиональной пианистки. В дальнейшем учился в Московском музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. В 1956 году
М. Воскресенский окончил Московскую государственную консерваторию, а затем и аспирантуру, где его руководителем был профессор Л. Н. Оборин. С 1959 года пианист сам преподает в консерватории.

Михаил Воскресенский — лауреат Международных конкурсов имени Роберта Шумана в Берлине (1956 г.), в Рио-де-Жанейро (1957 г,). имени Джордже Энеску в Бухаресте (1958 г.) и имени Вана Клиберна в Форт-Уорте (1962 г.). В 1966 году музыканту присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Михаил Воскресенский гастролировал во многих городах Советского Союза и за рубежом. Советская музыкальная пресса неоднократно писала о его концертах, отмечая «вдумчивую и одухотворенную игру» и постоянное, из года в год растущее мастерство.

«Воскресенский — зрелый, глубоко-поэтичный пианист... Он доставляет бесконечное удовлетворение своей удивительной музыкальностью..» — писал музыкальный критик «Сатердей Ревю» во время гастролей пианиста.

«..Его игра была поэтична, филигранна, отличалась теплым, мягким туше,.. Исполнение было романтичным, без малейшего нарушения цельности формы..» — так отозвалась об игре Воскресенского японская газета «Асахи».

«Мужественным и сильным пианистом, игра которого пронинута хорошим нервом», назвала его бразильская «Коррейо Паулистано», восторгаясь «певучим, ясным, чистым как кристалл звуком».

***

Диск старый, и "эксплуатировался" несчётное число раз. То есть, строго говоря, его можно считать безнадёжно запиленным. Тем не менее, на мой глубоко любительский взгляд слух, это - одно из лучших исполнений ноктюрнов Шопена.

Так что слушаем и наслаждаемся. А кому мешает потрескивание, представьте себе, что это трещат дрова в камине вашего загородного дома. Типа.

-5
-6
Шопен _Ноктюрны_ Диск 1. Сторона 1.mp4
-7
Шопен _Ноктюрны_ Диск 1. Сторона 2.mp4

-8
Шопен _Ноктюрны_ Диск 2. Сторона 1.mp4

-9
-10
Шопен _Ноктюрны_ Диск 2. Сторона 2.mp4

disco precedente

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина