Итак, сначала немного официальной научной истории: в 1913—1914 годах американский астроном Весто Слайфер установил, что Туманность Андромеды и ещё более десятка небесных объектов движутся относительно Солнечной системы с огромными скоростями (порядка 1000 км/с). Это означало, что все они находятся за пределами Галактики (ранее многие астрономы полагали, что туманности представляют собой формирующиеся в нашей Галактике планетные системы).
Другой важный результат: все исследованные Слайфером туманности, кроме трёх, удалялись от Солнечной системы.
В 1917—1922 годах Слайфер получил дополнительные данные, подтвердившие, что скорость почти всех внегалактических туманностей направлена прочь от Солнца. Артур Эддингтон на основе обсуждавшихся в те годы космологических моделей Общей теории относительности предположил, что этот факт отражает общий природный закон: Вселенная расширяется, и чем дальше от нас астрономический объект, тем больше его относительная скорость.
Вид закона для расширения Вселенной был установлен экспериментально для галактик бельгийским учёным Жоржем Леметром в 1927 году, а позже, в 1929 году, Э. Хаббл с помощью 100-дюймового телескопа обсерватории Маунт-Вилсон обнаружил и доказал, что внегалактические светящиеся туманности являются галактиками, состоящие из миллиардов звезд.
Среди миллиардов звезд в тех далеких галактиках были и цефеиды, тогда, используя зависимость «период — светимость», Хаббл сумел измерить расстояние до них. А красное смещение галактик позволило ему определить их радиальную скорость.
Полученный Хабблом коэффициент пропорциональности составлял около 500 км/с на мегапарсек. Современное значение составляет по разным оценкам 74,03 ± 1,42 (км/с)/Мпк или 67,4 ± 0,5 (км/с)/Мпк. Столь существенное отличие от результатов Э. Хаббла обеспечивают два фактора: отсутствие поправки нуль-пункта зависимости «период — светимость» на поглощение (которое тогда ещё не было открыто) и существенный вклад собственных скоростей в общую скорость для местной группы галактик.
Если перевести вышесказанное на понятный язык, то ученые первой половины ХХ века пришли к выводу, что другие галактики удаляются от нас, а современные ученые этот вывод возвели в закон и неукоснительно пользуются им. Скорость разбегания галактик, согласно вычислениям ученых, пропорциональна их расстоянию до Земли, то есть, чем они дальше, тем быстрее они от нас удаляются! Но удаляются они от нас не за счет движения материи, а за счет появления нового пространства, то есть из-за того, что ничто рождается из ничего. Впрочем, об этом более подробно рассказывается в первоисточнике, а здесь нам лучше посмотреть на окрестности Млечного пути.
Но прежде рассмотреть кое-какие структуры нашей Галактики…
В нашей Галактике существует множество звездных шаровых скоплений, обнаружено более 20 звездных потоков, и все эти скопления звезд в нашей Галактике идентифицируются учеными как останки карликовых галактик, которые были поглощены Млечным путем в прошлом.
Есть у нашей Галактики и так называемые галактики-спутницы, которые в обозримом будущем также будут поглощены. Например, из Магеллановых облаков, двух сравнительно небольших галактик-спутниц, Млечный путь уже стал высасывать водород, а поглотит он эти галактики где-то через 4 миллиарда лет.
Через 4-6 миллиардов лет Млечный путь столкнется с Туманностью Андромеды, а сейчас эта галактика также имеет множество карликовых галактик-спутниц, которые в будущем будут ей поглощены…
Получается, что галактики Местной группы сближаются и сливаются воедино, как говорят современные научные исследования, а это значит, что ученые первой половины ХХ века в своих выводах были неправы, то о каком всеобщем разбегании галактик вообще идет речь? И о каком расширении Вселенной говорят ученые?
Хотите узнать больше, переходите по ссылке: Первоисточник книга "Вечные вопросы. Часть 1."