Найти тему

Одиночка Одилон Редон. Символизм, черный уголь и нежная пастель

Оглавление

Одилон Редон (1840-1916)— удивительный художник-символист, который отличился двумя основными периодами: черным и цветным. Половину жизни Редон пишет углем, а другую половину — нежной пастелью и маслом. Его картины похожи на сновидения — сначала ужасные и темные, а после — спокойные и умиротворенные. Редон изучал себя посредством искусства, он постоянно боролся с тревогой, страхом и ужасом, отчаянием и горем. Искусство сновидения до того, как пришел сюрреализм, и таинственный завораживающий символизм — это все об Одилоне Редоне. Смотришь на его работы и не понимаешь, а когда это было создано, ведь столько разных направлений и течений он соединял в своих нуарах и красочных картинах.

Уголь, литографии и пронзительный черный

Одилон Редон родился в 1840 году во Франции. Любил рисовать, скучать в одиночестве и фантазировать. Отец хотел, чтобы сын стал архитектором, но в 1857 году Редон не сдал вступительные экзамены в Школу изящных искусств.

Редона интересовала живопись. Он пытался учиться у художника-академиста Жан-Леона Жерома в Париже, но академическое искусство с его идеализацией и вниманием к внешнему миру, а не внутренним состоянием, было не близко Редону. Он возвращается в родной город и берет уроки у Родольфо Бредена — бедного и практически неизвестного гениального художника-гравера. Это был одинокий, ни на кого не похожий художник, создававший фантастические и мифические миры. Он научил Редона делать офорты (гравюра на металле) и литографии (техника плоской печати, когда краска под прессом переносится на бумагу). Редон смотрел на работы Бредена и понимал, что можно не бояться своего воображения и внутренних переживаний. Это можно использовать как творческую особенность.

Женщина с протянутой рукой, 1868
Женщина с протянутой рукой, 1868

Одилон Редон был замкнутым, одиноким и неуверенным в себе художником. Даже когда его одна из работ прошла конкурсный отбор на выставке, из-за нерешительности он забрал ее обратно.

Искусство помогало ему оставаться в нормальном состоянии и существовать. Такие своеобразные сеансы у психолога тогда, когда это еще не было решением внутренних проблем.

После окончания франко-прусской войны (1870-1871) Редон переезжает в Париж и начинает писать свои знаменитые нуары — рисунки углем. А в 1872 году начинает создавать литографии, чтобы была возможность тиражировать работы и зарабатывать.

Химера, 1883
Химера, 1883
Улыбающийся паук, 1883. Литография
Улыбающийся паук, 1883. Литография
Воздушный шар с глазом, 1898
Воздушный шар с глазом, 1898
Плачущий паук, 1881
Плачущий паук, 1881
Глаз (видение), 1881
Глаз (видение), 1881
Человек-кактус
Человек-кактус
Утопленник, 1887
Утопленник, 1887
Меланхолия
Меланхолия
Странный цветок, 1880
Странный цветок, 1880
Зубы, 1883
Зубы, 1883

Редон выпускает несколько циклов литографий, участвует в последней выставке импрессионистов и выставке Общества XX, знакомится со многими художниками, поэтами и писателями. С импрессионистами интересная история: они долгое время не принимали работы Редона на свои выставки, только на последнюю в 1886. Сам Редон импрессионизм считал упрощенным стилем: ему не нравилась легкость и точность, взгляд на современный повседневный мир, внимание на сиюминутные сюжеты и отсутствие глубины, внутреннего переживания.

Редон искал вдохновения не только в воображении, но и в литературе. Согласитесь, произведения По или стихи символиста Бодлера очень подходят к стилистике работ Редона: мистика, невероятные существа, темнота и изучение внутреннего черного мира. В 1874 году Флобер выпускает философскую драму «Искушение святого Антония», Редон занимается иллюстрацией первого издания.

Серия «Искушение святого Антония», 1896
Серия «Искушение святого Антония», 1896
Серия «Искушение святого Антония», 1896
Серия «Искушение святого Антония», 1896
Серия «Искушение святого Антония», 1896
Серия «Искушение святого Антония», 1896
Ворон, 1882 (цикл по Эдгару По)
Ворон, 1882 (цикл по Эдгару По)
К «Цветам зла» Бодлера
К «Цветам зла» Бодлера

Светлая пастель и масляная живопись

В искусстве Редона можно четко выделить два основных периода — без переходов и каких-то экспериментов, которые часто бывают у художников. У Редона как будто половина прошлой жизни вдруг стала отрезана и перечеркнута: от своих «чернот» он переходит к нежной и светлой пастели, а потом к масляным краскам.

Предполагаю, что тут не обошлось без влияния личных переживаний, событий в жизни и восприятия мира художника. В 1889 году у Редона и его жены появляется долгожданный сын. Психика немного выправляется, его работы покупают, появляются заказы. Он знакомится с группой Наби — для них было важно не реальное изображение природы, а то, какие символы, метафоры и представления об этом представляет художник. Набисты не только картины писали, но и занимались декором, увлекались мистицизмом и японизмом — в общем, взгляды и вкусы у них совпадали с предпочтениями Редона.

Смерть Будды, 1899
Смерть Будды, 1899
Цветочные облака, 1903
Цветочные облака, 1903
Ваза с цветами
Ваза с цветами
Женщина с вуалью, 1905
Женщина с вуалью, 1905
Циклоп, 1914
Циклоп, 1914
Бабочки. 1910
Бабочки. 1910
Золотая клетка, 1892. У Джулиана Барнса прочитала, что Толстой, увидев эту картину на выставке, сказал, что современное искусство окончательно сошло с ума — настолько поразили его краски
Золотая клетка, 1892. У Джулиана Барнса прочитала, что Толстой, увидев эту картину на выставке, сказал, что современное искусство окончательно сошло с ума — настолько поразили его краски
Офелия среди цветов, 1900-е
Офелия среди цветов, 1900-е

В 1899 году барон Робер де Домеси заказал у Редона 17 панно для своего замка. Удивительные работы получились, как будто яркое сновидение или воспоминание. Медленный переход к абстракции — ты вроде не видишь реальное дерево, но чисто интуитивно понимаешь, что это оно, потому что все предметы как будто медленно исчезают. И какие приятные, светлые и теплые цвета.

Работы из замка
Работы из замка
-26
Портрет баронессы Домси
Портрет баронессы Домси
-28
Редон создавал такие декоративные панели не только для замка
Редон создавал такие декоративные панели не только для замка

Редон умер в 1916 году. Он не потерял свою славу — его наградили орденом Почетного легиона, в 1913 выходит каталог его работ. У него заказывают портреты и декоративные панно.

Но это ладно. Главное то, что Редон своими невероятными и уникальными работами вдохновлял многих художников совершенно разных течений и направлений. А сам Редон был как будто отдельно от всего художественного мира внутри себя, не придерживаясь никаких сообществ и групп. Он пробовал, экспериментировал, представлял и был честен — с самим собой и обществом.

P.S. Если интересно читать про искусство и культуру — приходите в телеграм.