Одилон Редон (1840-1916)— удивительный художник-символист, который отличился двумя основными периодами: черным и цветным. Половину жизни Редон пишет углем, а другую половину — нежной пастелью и маслом. Его картины похожи на сновидения — сначала ужасные и темные, а после — спокойные и умиротворенные. Редон изучал себя посредством искусства, он постоянно боролся с тревогой, страхом и ужасом, отчаянием и горем. Искусство сновидения до того, как пришел сюрреализм, и таинственный завораживающий символизм — это все об Одилоне Редоне. Смотришь на его работы и не понимаешь, а когда это было создано, ведь столько разных направлений и течений он соединял в своих нуарах и красочных картинах.
Уголь, литографии и пронзительный черный
Одилон Редон родился в 1840 году во Франции. Любил рисовать, скучать в одиночестве и фантазировать. Отец хотел, чтобы сын стал архитектором, но в 1857 году Редон не сдал вступительные экзамены в Школу изящных искусств.
Редона интересовала живопись. Он пытался учиться у художника-академиста Жан-Леона Жерома в Париже, но академическое искусство с его идеализацией и вниманием к внешнему миру, а не внутренним состоянием, было не близко Редону. Он возвращается в родной город и берет уроки у Родольфо Бредена — бедного и практически неизвестного гениального художника-гравера. Это был одинокий, ни на кого не похожий художник, создававший фантастические и мифические миры. Он научил Редона делать офорты (гравюра на металле) и литографии (техника плоской печати, когда краска под прессом переносится на бумагу). Редон смотрел на работы Бредена и понимал, что можно не бояться своего воображения и внутренних переживаний. Это можно использовать как творческую особенность.
Одилон Редон был замкнутым, одиноким и неуверенным в себе художником. Даже когда его одна из работ прошла конкурсный отбор на выставке, из-за нерешительности он забрал ее обратно.
Искусство помогало ему оставаться в нормальном состоянии и существовать. Такие своеобразные сеансы у психолога тогда, когда это еще не было решением внутренних проблем.
После окончания франко-прусской войны (1870-1871) Редон переезжает в Париж и начинает писать свои знаменитые нуары — рисунки углем. А в 1872 году начинает создавать литографии, чтобы была возможность тиражировать работы и зарабатывать.
Редон выпускает несколько циклов литографий, участвует в последней выставке импрессионистов и выставке Общества XX, знакомится со многими художниками, поэтами и писателями. С импрессионистами интересная история: они долгое время не принимали работы Редона на свои выставки, только на последнюю в 1886. Сам Редон импрессионизм считал упрощенным стилем: ему не нравилась легкость и точность, взгляд на современный повседневный мир, внимание на сиюминутные сюжеты и отсутствие глубины, внутреннего переживания.
Редон искал вдохновения не только в воображении, но и в литературе. Согласитесь, произведения По или стихи символиста Бодлера очень подходят к стилистике работ Редона: мистика, невероятные существа, темнота и изучение внутреннего черного мира. В 1874 году Флобер выпускает философскую драму «Искушение святого Антония», Редон занимается иллюстрацией первого издания.
Светлая пастель и масляная живопись
В искусстве Редона можно четко выделить два основных периода — без переходов и каких-то экспериментов, которые часто бывают у художников. У Редона как будто половина прошлой жизни вдруг стала отрезана и перечеркнута: от своих «чернот» он переходит к нежной и светлой пастели, а потом к масляным краскам.
Предполагаю, что тут не обошлось без влияния личных переживаний, событий в жизни и восприятия мира художника. В 1889 году у Редона и его жены появляется долгожданный сын. Психика немного выправляется, его работы покупают, появляются заказы. Он знакомится с группой Наби — для них было важно не реальное изображение природы, а то, какие символы, метафоры и представления об этом представляет художник. Набисты не только картины писали, но и занимались декором, увлекались мистицизмом и японизмом — в общем, взгляды и вкусы у них совпадали с предпочтениями Редона.
В 1899 году барон Робер де Домеси заказал у Редона 17 панно для своего замка. Удивительные работы получились, как будто яркое сновидение или воспоминание. Медленный переход к абстракции — ты вроде не видишь реальное дерево, но чисто интуитивно понимаешь, что это оно, потому что все предметы как будто медленно исчезают. И какие приятные, светлые и теплые цвета.
Редон умер в 1916 году. Он не потерял свою славу — его наградили орденом Почетного легиона, в 1913 выходит каталог его работ. У него заказывают портреты и декоративные панно.
Но это ладно. Главное то, что Редон своими невероятными и уникальными работами вдохновлял многих художников совершенно разных течений и направлений. А сам Редон был как будто отдельно от всего художественного мира внутри себя, не придерживаясь никаких сообществ и групп. Он пробовал, экспериментировал, представлял и был честен — с самим собой и обществом.
P.S. Если интересно читать про искусство и культуру — приходите в телеграм.