Любовь бывает бурным, брак спокойным. Но многое показывает развод.
Григорий и Наталья жили себе спокойно в браке. Жили – не тужили. Купили квартиру, от предприятия Григорию оформили рассрочку. Предварительный договор он оформил еще до брака, внес часть суммы. Потом женился, подписал основной договор.
- Гриша, бабушки не стало,- плакала Наташа.
- Похороним,- спокойно сказал муж.
Он не любил вредную старушку, которая считала его недостойным своей внучки – умницы и красавицы:
- Бездельника ты на свою шею посадила.
- Бабуля, он работает.
- Для вида работает. Только бы гулял. Намучаешься с ним.
Но жили они дружно, сын появился. Наталья вступила в наследство за бабушкиной ¼ квартиры. Так и вышло, что квартира была поделена на 4 доли. Половина у Натальи, по ¼ у мамы и брата.
Они решили квартиру продать, и купить три комнаты в коммунальных квартирах.
- Наташа, только на себя возьми, у нас кредитов полно, мы платить перестали,- сказала мама. Брат твой еще женился. Так много всего надо.
- Ага, на себя запишу, и сама коммуналку платить буду?
- Мы сами это платить будем.
Купили три комнаты, оформив все на Наталью.
- Наташка, зачем тебе эта комната, если у нас квартира, трехкомнатная. Живем хорошо.
- Конечно, это тебе хорошо. А я, между прочим, на двух работах кручусь, все оплачиваю. Со сдачи комнаты подспорье хорошее. А ты как уволился с последней работы, то сторожем поработаешь, то охранником. Как весна, так «устал» до осени.
- Ну, Натусик. Давай дачку купим, овощи свои будут. Ремонт сделаем. А комнату продадим. И сыночка туда вывозить будем на все лето.
Нет, у Наташи еще была квартира добрачная. И не одна. Она просто Грише про них не говорила. Тихонько сдавала. А то бы вообще дома осел. Даже тех копеек, которые зарабатывал. не приносил. Да и комната была неудачная – соседи пили. Наташа согласилась. продала комнату, купили дом с участком а 110 тысяч, машинку маленькую, а на оставшиеся деньги – материалы, дом в порядок приводить.
Дом становился все лучше, а глаза у Гриши все больше косили в сторону выхода из квартиры. Это косоглазие нашло оправдание в виде симпатичной дачной соседки, Катеньки. Которая не просто улыбалась, а и влезла к Гришеньке в душу, да и не только туда.
Обиженная Наталья закатила безобразный скандал, гоняя дрыном по участку изменщика, радуя такими разборками соседей. Обиженный Гришка сплюнул, отобрал дрын, и заявил:
- Уйду от тебя, ты еще пожалеешь.
Наталья собрала вещи, и выставила Григория. Он-то думал, что придет, и укажет ей на ее место. Выступать, типа, вздумала, а в его квартире живет. Она поплачет, повинится, и все будет хорошо.
Но вышло по-другому. Скандалы не утихали. Раз уж Наталья пошла на принцип, Гришенька привел в квартиру Катеньку. Но тут явилась Наталья (соседка уведомила о визите барышни), и выгнала мадам:
- Это ты, женатый человек, привел домой кого-то,- кричала Наталья. – А сам в любви клялся, говорил, что ничего с ней нет.
Катенька убежала, Гриша следом. Наталья, хихикая, начала убираться.
Григорий подал на развод и раздел имущества:
- Разведите нас, и разделите все: машину, участок, мебель, и комнаты, которые Наталья в браке купила. Предлагаю так – квартиру я купил до брака, поэтому она моя. Участок тоже отдать мне, я за него компенсацию отдам – половину от 110 тысяч. Машину пусть забирает. Зачем мне Ока. И две комнаты она в браке купила – пусть себе оставляет, а мне 500 тысяч компенсации.
Перечислил к разделу Григорий все, вплоть до сушки для белья и детской мебели.
Наталья возражала:
- Договор покупки квартиры он оформил в браке. Выплачивали рассрочку за нее мы вместе. да больше я платила. Гришенька же то работал, то не работал. То какие-то копейки получал. Я все на себе тянула. Поэтому прошу квартиру разделить пополам, дом с участком исключить из совместной собственности, как купленные на мои личные деньги, от продажи комнаты, купленной на наследственные деньги.
Комнаты куплены с продажи наследственного имущества, и по сути брата и мамы.
Детская мебель разделу не подлежит. Так же часть мебели к разделу куплена мной еще до брака.
Так что прошу к разделу предъявить квартиру, и часть вещей.
Суды были как целое шоу. Супруги получали истинное удовольствие от пикировок.
Рассмотрев все документы и устав от постоянного цирка, суд вынес вердикт:
Квартиру признать совместным имуществом. Ведь был заключен предварительный договор, который только очерчивал права на заключение основного. Купили же квартиру в браке. Но так как первую сумму -205 тысяч рублей - Григорий внес до брака, то от равенства долей суд отступает, и закрепляет за ним большую долю на эту сумму. Грише – 3/5, а Наталье 2/5 доли.
Дачу и землю поделили пополам. Комнаты признали личным имуществом Натальи, и Грише денег за них (а он просил 500 тысяч) не досталось.
Решением стороны были недовольны, Наталья плакала. Григорий хотел всю квартиру оставить себе. С Катюшей жить решил. На что ему бывшая жена сказала:
- Живи. Днем, но на ночь оставить не разрешаю. Иначе полицию вызову. И маме твоей, что в суде врала, жить там не позволю. Еще и ребенка собственного обобрал.
Гриша взял, и подарил маме 1/5 доли. Мама хотела заселиться в квартиру Но посмотрела на Наталью, и не решилась.
Наталья оспорила дарение в суде, но суд отказал ей.
Тогда Наташа подала иск:
- Прошу взыскать дополнительные расходы на содержание ребенка, у него 3/5 квартиры при разделе. Прошу обязать Григория понести дополнительные расходы на содержание сына в виде выделения доли в 3хкомнатной квартире. Определить за сыном 1/5 долю в праве собственности на квартиру.
Гриша пришел, и не согласился:
- Да с чего бы это. У тебя есть квартира, и комнаты. Пусть там и живет.
- Он и так со мной живет. А вот ты его обеспечь жильем.
Суд же сказал:
Исходя из смысла статьи 86 СК РФ родители, с которых взысканы алименты на несовершеннолетних детей или на нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся в помощи детей, могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов на указанных детей, вызванных исключительными обстоятельствами.
К таким обстоятельствам относятся, например, тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, требующие, в частности, оплаты постороннего ухода за детьми, иных расходов, необходимых для излечения или поддержания здоровья детей, а также для их социальной адаптации и интеграции в общество (расходы на протезирование, на приобретение лекарств, специальных средств для ухода, передвижения или обучения и т.п.).
Суд пришел к выводу о том, что Наталья не представила суду доказательств нахождения в трудной жизненной ситуации, имеет в собственности несколько жилых помещений, в одном из которых (спорном) проживает и где состоит на регистрационном учете ее сын. То есть пригодное для проживания помещение у истца и ее сына имеется. Так что в иске – отказать.
Григорий пошел в суд опять:
- Я ипотеку всю сам погасил, пока мы в разводе были. Пусть мне деньги отдает. Я посчитал – почти 200 тысяч оплачено.
- Я и так его столько лет содержала, ничего не должна.
Но суд взыскал в пользу Гриши с Натальи 85 тысяч рублей.
Мать сказала:
- Моя комната есть, на тебя записана. Продай долю там, бери комнату, и покупай себе и внучку любимому квартиру. Долго ты с ним судиться будешь?
- Действительно, надоело.
- Если продать квартиру целиком, то можно и комнату не трогать, разделить деньки. Я на разницу небольшую ипотеку возьму. Комната останется на будущее, сыну.
Григорию позвонили из агентства недвижимости:
- Ваша супруга предлагает продать долю в квартире. Но если продать квартиру – это дороже. Подходите, поговорим.
- Хорошо, я приду.
И не пришел. Договариваться с ним пытались несколько раз, но Гришенька только соглашался по телефону. да и когда идти? Он женился, Катенька ребенка ждала. Тогда решили продать долю. оформила Наталья услугу у нотариуса. И посыпались Грише по разным адресам уведомления и телеграммы с предложением выкупить долю.
Гриша молчал. Агентство нашло покупателей – и долю продала. Гриша попытался выселить милых старичков, но приехал большой и сильный сыночек, и Гришенька испуганно замолк, побежав в суд:
- Прошу признать сделку недействительной по продаже доли. Я имею право преимущественной покупки, а меня никто не уведомлял. Я ничего не получал.
- Все он получал, - сказал представитель. Наталья даже в суд не пошла. – Вот оповещения, вот телеграммы. Все отправлялось через нотариуса, заверено. Его мама все получила. Отправлено было шесть отправлений по разным адресам: фактического проживания, регистрации, и на адрес супруги.
Суд же сказал:
Гражданин… несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам…., а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Так что, если вы не ходили получать – это Ваши проблемы. Гриша был возмущен. Он-то умышленно уклонялся от получения, чтобы сделку оспорить. А тут такое.
Покупатели тоже пришли, их сынок был.
Когда суд в иске Грише отказал, тот подошел, и нежно сказал:
- Я вообще-то всю квартиру решил купить маме с папой. Ты это… подумай. Где ты живешь, я знаю. Через недельку подъеду.
*имена взяты произвольно
Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода, решение от 06.11.2019 дело № 2-696/2019
Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода, решение от 25.12.2020 дело № 2-2870/2020
Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода, решение от 27.11.2020 по делу №2-4089/2020
Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода, решение от 10.05.2023 по делу № 2-474/2023
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.