Поднимите руку, кто хоть раз стоял в очереди за билетом на «Щелкунчик»? Я сейчас о тех очередях, только места в которых продают за десятки тысяч. Если не повезло, то можно добыть заветный билетик в Мариинку или Большой театр в Москве за сто тысяч рублей. И даже больше. Тут следует задать еще один вопрос – любите ли вы высокое искусство балета настолько?
Разумеется, начинать рассказ о «Щелкунчике» стоит именно с балета. Потому что лучшее, что можно посмотреть по рождественской повести-сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», впервые опубликованной в 1816 году – это классический двухактный балет Петра Ильича Чайковского на либретто Мариуса Петипа, премьера которого состоялась в 1892 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
Я видела «Щелкунчик» на сцене. Конечно, не на одной из самых популярных сцен страны. И, разумеется, я понимаю разницу между постановками Большого театра и Русского балета, который гастролирует по городам и весям. Но это всё равно было великолепно. «Щелкунчик» - одно из самых волшебных зимних произведений, наполненное если не чудом, то верой в чудо. И если будет возможность, обязательно сходите на балет.
Интересна история «Щелкунчика» в России. Первый перевод сказки Гофмана сделал в 1835 году писатель Владимир Бурнашев - «Кукла господин Щелкушка». Как вам такое название? Потом были «Щелкун и Мышиный король», «Сказка про Щелкуна и Мышиного царя», «Грызун орехов», «Щелкун», «Человечек-щелкушка». «Щелкунчик» стал «Щелкунчиком» только после балета Чайковского и перевода писательницы Зинаиды Журавской.
Также наверняка многие из вас замечали, что в разных постановках и экранизациях главную героиню зовут то Мари, то Клара. Дело в том, что брат и сестра Гитциг - Фридрих и Клара, были детьми друга Гофмана. И в своем произведении он изменил имена на Фрица и Мари Штальбаум. В разных адаптациях у Мари есть кукла Клара, а в либретто Мариуса Петипа имя записано как Клара (Мари). Для меня более близкий вариант Мари, как у Гофмана.
Экранизаций сказки много. Где-то это классика, где-то множество новых персонажей, помимо неизменного крёстного Дроссельмейера. Тем интереснее, есть возможность выбора. И раз мы заговорили о балете, то пусть он будет первым в подборке:
🎬Щелкунчик (2012)
Der Nussknacker
Кто не может посмотреть балет вживую, есть шикарная возможность сделать это в кино. Как правило, в большинстве кинотеатров есть такие показы либо перед новым годом, либо после. Варианты постановок могут быть разными. Обратите внимание, это действительно круто, это действительно волшебно. В конце концов, можно даже не идти в кино (хотя магию большого экрана никто не отменял) и найти балет в интернете.
Почему я выбрала именно этот вариант - Рудольфа Нуреева на сцене Венской государственной оперы, если есть, например, наши телеверсии с Мариинки или Большого, или фильм-балет Михаила Барышникова 1977 года? Да просто посмотрите сами, и вы поймете. Я растрогалась до слез еще в самом начале.
Просто грандиозные декорации, костюмы, артисты балета и операторская работа австрийского телевидения, которая не просто статичная съемка, как если смотреть из зрительного зала, а детали и крупные планы. Настоящий фильм. Это восторг. Главная партия – Людмила Коновалова.
🎬Щелкунчик и четыре королевства(2018)
The Nutcracker and the Four Realms
Визуально просто великолепный фильм. Безумно красивые интерьеры, дорогие костюмы и прочее. Хорошие актеры, ярко, сочно, динамично, включая балетные номера, но общее впечатление – такое себе. И дело не в том, что в роли Щелкунчика тут афроамериканец. Какое-то грандиозное нагромождение в сюжете и уход от главного. Клара (Маккензи Фой) оказывается дочерью Мари. То есть это как бы продолжение истории. Тут вам целых четыре королевства и война одного из них против трех других: Королевство Сластей, Снежинок, Цветов и Развлечений. Тут Сахарная слива (Кира Найтли), Матушка Имбирь (Хелен Миррен), крёстный Дроссельмейер (Морган Фримен), металлическое яйцо с замком-секретом, и капитан Филипп Гофман – не то Щелкунчик, не то автор.
Сама суть сказки Гофмана вообще затерялась, увы. Ведь тут даже Мышиный король действует заодно с Кларой и Щелкунчиком.
🎬Щелкунчик (1973)
Один из самых любимых моих новогодних мультфильмов. В обязательном порядке пересматриваю каждый год! Несмотря на то, что он существенно отличается и от произведения Гофмана, и от либретто Чайковского. Здесь нет Дроссельмейера и имени героини тоже нет, у Мышиного короля три головы и одна корона, а не семь, сказочный дворец из заводной игрушки превратился в торт, а Мышиная королева взрывается от чихания.
Есть здесь и трогательность, и наивность, и волшебство, и сказочная музыка, и эффекты, и комбинированные съёмки, которые так никто больше в советской мультипликации не повторил.
🎬Щелкунчик и мышиный король (2015)
Nussknacker und Mausekönig
Немецкий фильм, очень даже хороший. Практически классика, подходит для детей несмотря на то, что Мари уже не девочка, а девушка, которая влюблена в Щелкунчика. Щелкунчик, кстати, (деревянный) – просто прелесть, не часто встретишь такие очаровательные игрушки.
Очень милые актеры, разве что Мари выглядит какой-то болезненно-изможденной временами, то бледная, то мешки под глазами. Ну это я уже придираюсь. В целом фильм на уровне.
🎬Щелкунчик и Крысиный Король (2010)
The Nutcracker in 3D
Пожалуй, самая оригинальная и нестандартная версия. Очень мрачная и депрессивная, наполненная множеством аллюзий и скрытых смыслов. Это абсолютные 18+, детям категорически не рекомендую. Здесь не про рождественское волшебство и хорошее настроение. Здесь про пьяную няню, психологию снов доктора Фрейда, которого мать Мэри считает гением, а отец шарлатаном, здесь в интерьере дома золотой «Портрет Адели Блох-Бауэр I» Густава Климта, шутки определенно для взрослых из серии «Самая непонятная штука на свете – это налог на доход» и крысы, как аллюзия на фашизм.
У Кончаловского получилась очень вольная вариация в атмосфере Вены 1920-ых годов. Говорят, что режиссер вынашивал идею 40 лет. Буду ли я смотреть фильм еще раз? Нет, спасибо. Хотя венский модерн, безусловно, оценила. Мне не понравилась Юля Высоцкая ни в образе матери, ни в образе Снежной Феи, зато очень понравилась совсем юная Эль Фаннинг в роли Мэри. Сама игрушка Щелкунчик – некрасивая, а завуалированный смысл сказки о тоталитаризме – точно не для Рождества. Но для разнообразия и составления собственного мнения посмотреть можно.
🎬Щелкунчик (1967)
Dziadek do orzechów
Польская, практически каноническая экранизация и самый детский вариант из всех представленных. Тут даже мыши плюшевые. Все очень натуральное и слегка театрализованное, в стиле «Новогодних приключений Маши и Вити». Довольно милый Щелкунчик в необычном костюме сиреневого цвета, Фрыцек и Марыня вместо Фрица и Мари, неизменный Дроссельмайер, страна ореха Кракатук, двуглавый мышиный король и мышиная королева Мысибаба. Поляки такие поляки.
Несмотря на то, что, как я сказала, сказку эту можно смотреть даже самым маленьким, не факт, что она им понравится. Скорее, это вариант поностальгировать по старой классической школе их родителям.
🎬Щелкунчик и волшебная флейта (2022)
Самая последняя экранизация их снятых. И на мой взгляд самая неудачная, я едва досмотрела. Компьютерная анимация, причем абсолютно бездушная, неживая и даже грубая. Топорно вылепленные персонажи и местами современная музыка. Чтобы что? Понравится современным маленьким зрителям?
Главные роли озвучили Любовь Аксёнова («Рассказы», «Кома», «Мажор», «Нюрнберг», «Хождение по мукам») и Фёдор Федотов («Серебряные коньки», «Шерлок в России», «Мир! Дружба! Жвачка!»). Рекомендовать не могу, хотя предполагаю, что детям действительно понравится.
И бонусом хочу рассказать вам о мультфильме, который мало кто знает, увы.
Я и сама, наверное, вряд ли когда-то посмотрела бы его, если бы не жила в Калининграде. В Музее изобразительных искусств, который находится в здании старой немецкой биржи, у нас действует постоянная экспозиция под названием «Город Гофмана. Тайны двух миров», и, если вы хотите попасть в сказку, вам сюда.
Дело в том, что основа выставки – это декорации и куклы к мультфильму «Гофманиада». Это полнометражный российский кукольный мультфильм студии «Союзмультфильм». Мультфильм просто потрясающий. Уникальный в плане кукол, философии и уважения к творчеству Гофмана. Вы только посмотрите, как это чудесно. Я была здесь уже два раза и с удовольствием схожу еще:
Станислав Соколов снимал мультфильм целых 17 лет, и «Гофманиада» стал первым полнометражным фильмом «Союзмультфильма», вышедшим в прокат за последние тридцать лет. Главный герой здесь сам Гофман, его простая жизнь государственного служащего и волшебный мир нескольких его сказок, которых, помимо «Щелкунчика», здесь еще три: «Золотой горшок», «Песочный человек» и «Крошка Цахес».
🎬Гофманиада (2018)
Ну а почему выставка находится в Калининграде? Да потому что Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в Кёнигсберге Прусского королевства в 1776 году, и у нас с ним, как и с еще одним известным уроженцем города, Иммануилом Кантом, очень многое связано. Обязательно сходите в музей, если будете у нас в городе.
Спасибо за внимание, друзья! Надеюсь, что информация была полезной.