Найти в Дзене
Книга мудрости

Василий Великий (ок. 330 - ок. 379 гг.)

Отец и учитель Восточной церкви. Родился в Кесарии Каппадокийской в знатной христианской семье. В числе его 9 сестер и братьев трое святых: Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина Младшая. Он с успехом преподавал риторику в Кесарии (ок. 356 г.), где под влиянием своей сестры Макрины, основавшей монастырь в Аннеси, обратился к аскетической жизни и принял крещение. После посещения (ок. 357 г.) пустынников Сирии, Палестины, Египта и Месопотамии Василий стал отшельником в окрестностях Кесарии и вместе со сво- им другом Григорием Назианзином составил «Пространные правила» для мона- хов. Около 364 г. Василий покинул уединение ради апостольских трудов и был посвящен в сан пресвитера Евсевием, епископом Кесарии Каппадокийской, которого впоследствии сменил на епископской кафедре. К числу аскетических сочинений Василия относятся «Нравственные правила» (правила поведения для всех христиан), «Пространные правила» (свод наставлений для монашеской жизни) и «Краткие правила» (практическое при

Отец и учитель Восточной церкви. Родился в Кесарии Каппадокийской в знатной христианской семье. В числе его 9 сестер и братьев трое святых: Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина Младшая. Он с успехом преподавал риторику в Кесарии (ок. 356 г.), где под влиянием своей сестры Макрины, основавшей монастырь в Аннеси, обратился к аскетической жизни и принял крещение.

После посещения (ок. 357 г.) пустынников Сирии, Палестины, Египта и Месопотамии Василий стал отшельником в окрестностях Кесарии и вместе со сво- им другом Григорием Назианзином составил «Пространные правила» для мона- хов. Около 364 г. Василий покинул уединение ради апостольских трудов и был посвящен в сан пресвитера Евсевием, епископом Кесарии Каппадокийской, которого впоследствии сменил на епископской кафедре. К числу аскетических сочинений Василия относятся «Нравственные правила» (правила поведения для всех христиан), «Пространные правила» (свод наставлений для монашеской жизни) и «Краткие правила» (практическое приложение общих принципов монашеской жизни). Принадлежащие ему гомилетические сочинения (9 гомилий на Шестоднев, т.е. шесть дней творения, 13 гомилий на Псалмы и 24 гомилии на разные догматические и этические темы) носят характер моральных наставлений. В знаменитой 22-й гомилии Василий выступает в защиту изучения языческой литературы и философии. Сохранились два догматических трактата Василия: «3 книги Против Евномия» и трактат «О Святом Духе». В 365 письмах Васи- лия проявились классическое благородство, изящество и простота его стиля.

Он мужественно и умело противостоял арианствующему императору Валенту и его префекту Модесту. Умер Василий 1 января 379 г. День памяти святого - 1 января ст. ст. (14 января н. ст.).

  • Глупые богаты скорее сном, чем богатством.
  • Злой не видит, что является злом.
  • Когда веселится сердце, расцветает лицо.
  • Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» — верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.
  • Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность. 
  • Опечалил ли кто тебя - не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.
  • Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.
  • Сверх меры подобает спать мертвым, а не живым.
  • Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.

Книга мудрости | Дзен