После Первой мировой войны Кёнигсбергу и Восточной Пруссии приходилось труднее всех остальных земель Германии, ведь Версальский мирный договор обнулил все существовавшие ранее торговые связи и подорвал экономику. Столичный обербургомистр Ганс Ломайер и премьер-министр Пруссии Отто Браун без лишней паники взялись за «спасение утопающего». Был реализован проект крупнейшей ярмарки в Восточной и Центральной Европе, открыт гражданский аэропорт Девау, запущена сеть малых ГЭС, улучшен Кёнигсбергский канал. И конечно же нельзя было упустить возможность исправления ситуации с помощью главного природного ресурса – янтаря.
В 1926 году основана Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура. Это было промышленное объединение, включавшее в себя предприятие по добыче янтаря в Пальмникене (совр. Янтарный), янтарную фабрику в Кёнигсберге и мастерские по обработке янтаря в Данциге (ныне Гданьск) и Берлине.
Стоит отметить, что к тому моменту ситуация на янтарном рынке осложнялась не только проблемами с перемещением сырья из-за «польского коридора», но и обрушением спроса ввиду поступавшего в Европу из США прессованного синтетического материала под торговым брендом «Бекелит». Он стал заменой янтаря для изготовления модных курительных трубок. Тогда и было принято решение заняться переработкой янтаря на государственном уровне, что вернуло этому бизнесу прибыль и известность.
Кёнигсбергская янтарная мануфактура разместилась в здании, построенном в 1883 году на перекрёстке Заттлергассе (совр. ул. Портовая) и Кнохенштрассе (ныне ул. Серпуховская). Оно возводилось по заказу «Янтарного короля» Морица Беккера, который вывел янтарную добычу на новый уровень, а в 1899 году продал все свои активы государству за «космическую» сумму в 9,75 млн. марок и получил должность коммерческого советника, по сути продолжая заниматься любимым делом, но уже в качестве госслужащего.
Внешне мощное угловое трёхэтажное строение из красного кирпича было спроектировано в стиле итальянского ренессанса и стало частью единого архитектурного ансамбля с возведенным ранее (1875 год) поблизости зданием новой Кёнигсбергской биржи.
Тёсаным камнем расчленялся цокольный этаж, формировались углы и слабо выраженные ризалиты фасада. Окна второго этажа украшены формами итальянского ренессанса и перекрыты фронтонами, сегментными арками, на третьем этаже декор более сдержанный, но в той же стилистике. Завершает строение консольный карниз. Этот роскошный декор, характерный для зданий конца XIX века, вызывал отрицание уже в эпоху Третьего рейха, но даже в изрядно потрёпанном виде придаёт уникальности в его современном виде.
Первоначальное строение представляло собой закрытую форму, образующую двор – колодец, что являлось редкостью для Кёнигсберга. Позже был пристроен трёхэтажный складской корпус, выполненный из красного клинкерного кирпича.
Уже изначально здание возводили в качестве сортировочной фабрики, склада готовой продукции, цеха прессования, администрации и конторских помещений. Численность работников к концу 1930-ых годов составляла более 2,5 тысяч человек.
В работе Мануфактуры особое внимание уделялось высокому художественному уровню изделия, возврату к традициям школы янтарных мастеров XVII-XVIII веков. Для этого в 1930 году на должность художественного консультанта приглашают известнейшего в Кёнигсберге скульптора Германа Брахерта, а его ученик Ян Хольц в 1933 году создаёт «янтарный класс» при Кёнигсбергской художественно-ремесленной школе.
Продукция Мануфактуры отличалась разнообразием и была разделена на несколько категорий: ювелирные украшения, предметы быта, религиозные атрибуты, сувениры, памятные медали, спортивные призы. На первых порах особое внимание уделялось курительным принадлежностям (трубки, пепельницы, портсигары). Оно и понятно – необходимо было остановить влияние американской экспансии на европейском рынке.
Сразу после открытия Мануфактуры развернулась активная рекламная кампания, в которой янтарь называли «Германским золотом». В Пальмникене праздновался «День янтаря», сопровождавшийся шествием шахтёров Янтарного комбината, которые несли в руках огромные муляжи янтарной продукции. Мануфактура участвует во всех европейских выставках, где получает высшие награды. Её продукция становится узнаваемой, т.к. была представлена во всех крупных магазинах европейских столиц, а для повышения внимания витрины украшали плакаты со звёздами немецкого кинематографа и фотомоделями.
Янтарная мануфактура стремительно становится крупнейшим мировым предприятием не только по добыче, но и обработке янтаря. Её представительства открываются в Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе и Нью-Йорке.
Во время Третьего рейха бусы, серьги и прочие украшения из янтаря являлись обязательным атрибутом «правильной немецкой семьи». Медальоны из янтаря с изображением главных символов Восточной Пруссии и знаменательных событий были лучшим подарком на любой случай.
В годы Второй мировой войны экспорт янтаря в Японию приносил существенные валютные поступления. При этом немецкие работники Мануфактуры получили военную бронь – настолько важно было не останавливать производство. Перед тем, как войска Красной Армии вплотную подошли к Кёнигсбергу, янтарные склады были вывезены в Артерн (Германия, земля Тюрингия).
В ходе боевых действий в 1945 году здание Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры получило существенные повреждения. Восстановительные работы закончились в 1952 года. При ремонте потеряло множество отличительных элементов и было существенно упрощено. Тогда в здании разместилось общежитие младших офицерских чинов Балтийского флота, а во внутреннем дворе располагалась автобронетанковая служба.
В 2007 году красивое строение получило статус объекта культурного наследия регионального значения. Два года позже из него выселилось военное общежитие. Здание стало приходить в упадок и являлось местом сбора городской неформальной среды, что сопровождалось частыми пожарами.
Наконец, в 2013 году помещения бывшей Мануфактуры были переданы в оперативное управление Музею Мирового океана. В 2018 году в рамках проекта приграничного сотрудничества музей выиграл грант «Нас объединяет янтарь. Совместные действия по сохранению и использованию янтарного наследия». К концу 2020 года были отремонтированы прилегающие к зданию гаражи, в которых изначально разместить реставрационные мастерские, а сегодня на объекте функционирует выставочное пространство «Гаражи» с выставкой «Тайны затонувших кораблей», объединившей экспонаты, поднятые с морского дна.
Проект реставрации главного корпуса со стороны улицы Портовой прошёл историко-культурную экспертизу летом 2023 года. В рамках реконструкции предусмотрено укрепление и восстановление исторического облика фасадов корпуса с сохранением его конструктивных особенностей. Согласно проекту, в здании будет три этажа с мансардой, крышу восстановят по историческим фотографиям. Внутри предполагается полная перепланировка помещений и реставрация исторической винтовой лестницы. Экспозиционные залы должны расположиться на верхних этажах, внутренний двор планируется обустроить стеклянной кровлей и превратить его в лекционный зал.
Планы прекрасные, но сроки начала работ уже несколько раз смещались и хотя бы ориентировочные даты не знает даже заказчик: ««Я не думаю, что это будет скоро. Я не думаю даже, что это будет следующий год. Я думаю, что это будет через год», - так о перспективах в феврале 2023 года высказалась директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова. А тем временем очередной прекрасный исторический и архитектурный памятник Калининграда разрушается на глазах.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).