Все мы знаем рейтинг Forbes, который ежегодно дает возможность простому народу ощутить немного зависти («у него есть, а у меня нет»), немного злобы («капиталисты проклятые») и немного восхищения («красаучик») по поводу богатейших людей планеты.
Верхние строчки мирового рейтинга занимают миллиардеры из США – владельцы технологических гигантов. На слуху имена Билла Гейтса (Microsoft), Марка Цукерберга (Facebook, Meta), Джефа Безоса (Amazon), Илона Маска (Tesla, SpaceX), Уоррэна Баффета (инвестиции). Самый популярный китайский миллиардер, владелец Алибаба Групп, Джек Ма занимает в рейтинге Forbes в 2023 году только 63 позицию.
При этом в Китае есть своя исследовательская компания, занимающаяся составлением подобных рейтингов – Hurun Report. Данные этой компании несколько отличаются от данных Forbes. Так, по версии Forbes в Китае в 2023 году насчитывается 495 долларовых миллиардеров против 735 миллиардеров в США, а по версии Hurun Report в Китае - 895 долларовых миллиардеров. Налицо борьба между США и Китаем под названием «кто круче», и у каждой стороны – своя правда.
А кто же тогда самый богатый китаец?
Богатейшим китайцем третий год подряд становится Чжун Шаньшань. В 2023 году его состояние оценивается Forbes в 68 млрд долларов США, и это 15 позиция в мировом рейтинге Forbes.
Свое состояние Чжун Шаньшань сделал на питьевой воде (!) И это в 21-м веке, в эпоху искусственного интеллекта, роботов и смартфонов. Вот что дает рынок Китая из 1,4 млрд человек, и почему всему миру так интересен этот рынок, – ведь можно заработать 62 млрд долларов на воде, просто разливая ее в бутылки.
Но почему это получилось именно у Чжун Шаньшаня?
Чжун Шаньшань родился в 1954 году в Ханчжоу провинции Чжэцзян. У родителей было хорошее образование и постоянный доход.
Но разрушительные последствия «культурной революции» 1966-1976 годов в Китае отразились и на семье Чжунов. В 13 лет Шаньшань был вынужден бросить школу и устроиться разнорабочим на стройку, чтобы помогать семье.
В 1979 году поступил в Чжэцзянский университет радио и телевидения на факультет китайского языка и литературы.
Затем получил работу по специальности - работал в различных новостных компаниях репортером, в том числе «Чжэцзян Дэйли», писал статьи о местных предпринимателях, выдающихся личностях. Это позволило ему выстроить связи с предпринимательскими кругами провинции Чжэцзян.
Карьера репортера складывалась у Шаньшаня очень успешно. Почувствовав уверенность в своих силах Шаньшань в 1988 году, наряду с десятками тысяч других искателей лучшей жизни, переехал на остров Хайнань, который в ходе экономических реформ Дэн Сяопина был объявлен особой экономической зоной.
Здесь он несколько раз пытался открыть свое дело: издавал газету «Pacific Post», выращивал грибы, креветки. Однако все его попытки оказались безуспешными.
Кое как покрыв убытки после своих неудач, Шаньшань в 1989 году устроился торговым агентом в компанию Wahaha, производящую детское питание. Шаньшань занимался сбытом продукции компании на острове Хайнань. И здесь его карьера была достаточно успешной, так как он смог использовать свои связи, выстроенные за годы работы в «Чжэцзян Дэйли». Но этого ему показалось мало, и он стал нелегально использовать льготы особой экономической зоны Хайнаня, чтобы вывозить и реализовывать продукцию в провинции Гуандун, зарабатывая огромную маржу. Руководству компании это, мягко говоря, не понравилось и Шаньшаня уволили.
Однако мечта о собственном бизнесе не оставляла его, и в 1993 году, воспользовавшись популярностью черепахового супа среди китайцев, Чжун Шаншань основал на острове Хайнань компанию по производству пищевых добавок на основе черепахового мяса, что принесло ему первые ощутимые деньги.
В 1996 году, выявив ряд проблем в снабжении китайцев питьевой водой, Чжун Шаньшань создал компанию по производству и продаже бутилированной воды Nongfu Spring. Источником воды послужило озеро Цяндао (эскиз этого озера присутствует на этикетках бутылок).
Несмотря на имеющиеся возможности, конкуренция в продаже воды была как со стороны местных, так и со стороны зарубежных предприятий. Выйти в лидеры (а сейчас компания Nongfu Spring занимает четверть рынка бутилированной воды в Китае) помог агрессивный маркетинг. В частности Чжун Шаньшань продавал философию качества родниковой, не очищенной от природных минералов и примесей воды. Рекламировался вкус воды. Использовался такой слоган, как «наша вода объединяет вас с природой».
Развитию компании способствовало расширение ассортимента. Сейчас компания производит простую бутилированную воду, минеральную воду, газированную воду, чайные напитки, энергетические напитки, соки.
Продукцию Nongfu Spring я протестировал и остался доволен.
Начиная с 90-х годов Чжун Шаньшань регулярно жертвует деньги на благотворительность, в том числе на помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Китае и по всему миру, финансирует развитие образования в бедных районах Китая (с его помощью открыты 395 школ по всей стране). Также его компания являлась спонсором спортивных мероприятий, в том числе сборной Китая по настольному теннису (кстати, о настольном теннисе в Китае я подробно рассказывал в статье «Почему китайцы лучшие в настольном теннисе»).
Информации о его семье очень мало. Бизнесмен ведет достаточно закрытый образ жизни, за что получил в СМИ прозвище "одинокий волк". Известно, что старший сын Чжун Шаньшаня - Чжун Шуцзы работает в Nongfu Spring бренд-директором, получил степень бакалавра искусств в Ирвине, штат Калифорния, США, и степень магистра в Чжэцзянском университете.
Хотите узнать больше о Китае, подписывайтесь, ставьте лайки.