Лев Толстой плакал над музыкой Бетховена, Борис Пастернак учился в Московской консерватории и собирался стать композитором, а Михаил Лермонтов, по словам современников, пел романсы, произнося их речитативом. Музыка «звучит» на страницах многих повестей, романов и стихотворений. Команда «ВТБ — России» решила вспомнить, что слушали и исполняли известные герои русской литературы. Возможно, эти композиции войдут и в ваш плейлист?
Повесть Куприна «Гранатовый браслет» и соната Бетховена Opus 2 № 2
Вторая соната Бетховена Opus 2 № 2, а точнее, вторая ее часть Largo appassionato проходит лейтмотивом через все произведение. Эта музыка своим трагизмом, тихой и прекрасной грустью созвучна переживаниям главного героя — бедного чиновника Желткова, безответно влюбленного в княгиню Веру Шеину. Соната открывает «Гранатовый браслет» — название музыкального произведения использовано в качестве эпиграфа — и она же завершает повесть. Герой упоминает, что часто видел любимую именно на концертах Бетховена. По его мнению, часть Largo appassionato — лучшее творение композитора. В прощальном письме Желтков просит княгиню сыграть или послушать сонату № 2 всякий раз, когда она вспомнит о нем. Музыка дополняет его письмо, выражает чувства безответно влюбленного.
Известно, что Куприн очень любил Бетховена. Исследователь творчества писателя Лариса Рассказова считает, что даже сама композиция «Гранатового браслета» созвучна сонате. Так, первая светская часть Allegro vivace — это описание дачи Шеиных, контрапунктом к ней проходит тревожная мелодия — картины осени. Затем скорбная часть — та самая Largo appassionato, а затем снова следует возвращение к светской жизни.
Роман Гончарова «Обломов» и ария Casta diva из оперы Беллини «Норма»
В романе Ивана Гончарова «Обломов» и сам Илья Ильич, и его возлюбленная Ольга Ильинская восторгались лирической музыкальной трагедией в двух действиях Винченцо Беллини «Норма», а точнее, каватиной главной героини Casta diva. Это музыкальное произведение многократно упоминается героями. Сначала Обломов мечтает, как арию будет исполнять его будущая жена, а затем ее на вечере при зажженной лампе исполнит Ольга Ильинская, после чего Илья Ильич признается девушке в любви. Ольга привлекает его внимание в том числе и тем, что отличается от остальных барышень, исполняющих лишь салонные романсы.
Название арии Casta diva переводится на русский как «Пречистая богиня», но посвящена она вовсе не Богородице, как иногда утверждают, а богине луны. Об этом помнит и сам Обломов, говоря о музыке так: «…как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»
Драматический исход отношений Обломова и Ильинской будто уже заранее предсказан трагической судьбой главной героини оперы Беллини. Любовь Нормы к Поллиону, как и чувства главных героев романа, обречена.
Повесть Льва Толстого «Крейцерова соната» и соната Бетховена № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор Opus 47
Выбирая название и лейтмотив для своей новой повести, Лев Толстой однажды спросил у основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна, какое произведение для скрипки и фортепиано он считает самым выдающимся. Рубинштейн назвал сонату Бетховена № 9 ля мажор Оpus 47, которую называют также «Крейцерова соната». Вскоре была опубликована одноименная повесть Толстого, вызвавшая бурный интерес как в литературных, так и в музыкальных кругах.
Название сонаты происходит от имени друга Бетховена, виртуозного скрипача Родольфа Крейцера. Это одно из самых технически сложных произведений в истории классической музыки. Соната экстраординарна для своего жанра по многим параметрам. В ней слышится вся гамма человеческих чувств, все неистовство души, ее стремление вырваться из удушающих рамок общественных установок. Такие же страсти бушуют в главном герое повести Василии Позднышеве. В словах и поведении главного героя — вся палитра чувств, от низкой похоти до жажды высокой любви и нравственности.
Современникам Бетховена соната показалась радикальной и сумасбродной, слишком агрессивной. Венская «Всеобщая музыкальная газета» и вовсе назвала это музыкальное произведение актом «эстетического и художественного терроризма». Позднышев слушает «Крейцерову сонату» и говорит: «Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом». Вскоре Позднышев убьет свою жену из-за ревности.
Пьеса Островского «Гроза» и песня «Среди долины ровныя…»
«Среди долины ровныя…» — стихотворение, написанное поэтом Алексеем Мерзляковым в 1810 году и ставшее популярной народной песней. Автором мелодии к песне разные источники называют совершенно разных композиторов. В их числе — постоянный соавтор Мерзлякова Даниил Кашин, а также композиторы Осип Козловский, Петр Карабанов и Степан Давыдов.
Именно с этой песни начинается действие драмы Александра Островского «Гроза». Песню поет часовщик-самоучка Кулигин. В тексте говорится, что ни богатство, ни почести не могут заменить человеку любовь. Еще один важный посыл песни — одиночество «в чужой мне стороне». Песня иногда так и печаталась под другим названием — «Одиночество».
Все это делает песню своеобразным эпиграфом пьесы, раскрывающим основные темы уже в первой строке. Несмотря на то, что действующие лица «Грозы» живут в родных местах, чувства героя песни явно перекликаются с их эмоциональным состоянием: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.
На фоне песни сильнее звучат темы, которые получат развитие в «Грозе»: красота и уродство жизни, самодурство, всевластие домостроя, протест против унижения человека, подмены нравственных ценностей.
Пьеса Горького «На дне» и народная песня «Солнце всходит и заходит»
В начале 20 века в русской музыке появился новый жанр — так называемые «песни каторги». Началось все с новой пьесы Максима Горького «На дне», где главные герои — обитатели ночлежки для бездомных. Автор поместил в пьесу вставной музыкальный номер — фольклорную песню каторжан «Солнце всходит и заходит». Песня мгновенно стала невероятно популярной. «…эту острожную песню пела чуть не вся Россия», — писал тогда Иван Бунин.
Исполнялось произведение на мотив старинной каторжной песни «Александровский централ». В песне была и тоска по воле, и обида на судьбу, слышались безысходность и неуемная печаль. Все это происходило на фоне народных волнений первой русской революции, народовольческих настроений в обществе. Песня «Солнце всходит и заходит» отражает безысходное положение героев пьесы Горького, непреодолимость тюремного заключения, тоску по другой жизни и неспособность изменить свою судьбу.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и опера Гуно «Фауст»
Аллюзии к «Фаусту» пронизывают весь текст романа «Мастер и Маргарита» — от эпиграфа, задающего философский вопрос о свете и тьме, до образов и имен персонажей, прямых цитат, пародийных сцен. Булгакова вдохновляла не только драма Гёте, но и одноименная опера французского композитора Шарля Гуно, написанная по ее мотивам. Сестра писателя Надежда Земская вспоминала, что Булгаков смотрел оперу «Фауст» 41 раз. Третья жена писателя Елена Сергеевна, прототип Маргариты из романа, рассказывала, что Булгаков, «расхаживая по комнате, под впечатлением только что прочитанной газетной статьи, случалось, напевал на мотив оперы: „Он — рецензент… убей его!“»
Из других явных отсылок к опере Гуно можно вспомнить тот момент на балу Воланда, где Коровьев обращается к Маргарите: «Имею честь рекомендовать вам, королева, директора театра и доктора прав господина Гёте, а также господина Шарля Гуно, известного композитора».
Также известно, что еще до того, как Гуно сочинил оперу «Фауст», трагедию Гёте положил на музыку композитор Гектор Берлиоз. Булгаков, будучи ревностным поклонником оперы Гуно, в романе «Мастер и Маргарита» назвал именем Берлиоза одного из отрицательных персонажей и обезглавил его. Полет Маргариты, бал у сатаны тоже перекликаются со сценами одноименной оперы Шарля Гуно.
О том, что такое музыка и как она влияет на нас, музыканты, композиторы и ученые размышляют в новом подкасте musicAeterna «Поговорим о музыке». Гости первого выпуска — главный хормейстер проекта musicAeterna Виталий Полонский и искусствовед Иван Чечот. Они обсуждают, зачем люди слушают музыку, в каких условиях лучше всего знакомиться с ней и как она связана с другими видами искусства. Спецпроект «Поговорим о музыке» создан совместно с генеральным партнером musicAeterna — банком ВТБ.