Буквально на днях Аким Апачев и Юлия Чичерина выпустили песню «149.200 Волга». 149.200 - это радиочастота, выйдя на которую солдаты ВСУ могут вызвать «Волгу» и сдаться в плен Вооруженным силам Российской Федерации.
Я бы вот о чем хотела порассуждать в данном тексте. Ни разу не зря в качестве позывного для тех украинских ребят, кто хочет прекратить для себя войну с русскими, был выбран позывной «Волга».
Волга - не просто река. Волга - символ русской цивилизации. И совершенно не случайно, что в припеве композиции «149.200 Волга» Юля Чичерина завораживающе перепевает легендарное: «Издалека долго течет река Волга».
В данной статье я бы хотела рассмотреть образ Волги как символа России, символа русской земли на примере трех композиций - песни «Течет река Волга» авторов Марка Фрадкина и Льва Ошанина, вошедшей в современную российскую историю благодаря исполнению Людмилы Зыкиной; песни «Черная Волга» за авторством Александра Васильева (группа «Сплин»), а также песни «149.200 Волга» Акима Апачева и Юлии Чичериной. Такой вот будет текстовый анализ трех композиций, две из которых являются производными от первой, зыкинской.
Дело в том, что песня «Течет река Волга», написанная в 1962 году и мастерски исполненная Людмилой Зыкиной, сразу ушла в народ. Почему? Не только благодаря исполнению и музыке, а и ввиду того, что, на мой взгляд, текст песни отразил русскую ментальность. Песня была не только и не столько про реку Волгу, сколько - про русскую жизнь, про русскую землю, про русскую культуру. Лейтмотивом песни была сделана судьба русской женщины - матери, жены, подруги. Жизнь от семнадцати до семидесяти лет.
Сказала мать: «Бывает всё, сынок,
Быть может, ты устанешь от дорог.
Когда домой придёшь в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти».
В тексте песни видно недвусмысленное сравнение извилистого пути реки Волги - и сложного пути человека. «Бывает все, сынок» - то есть ошибаются все. Но главное при этом - «в конце пути» опустить «свои ладони в Волгу», то есть вернуться к своим корням. Вернее, к истокам (если придерживаться образной системы песни).
Здесь мой причал и здесь мои друзья —
Всё, без чего на свете жить нельзя.
Вот оно, сконцентрированное в достаточно простом стихотворном тексте понятие Родины. Родина - это причал, к которому каждый обязательно должен пристать в конце своей жизни, как бы далеко кто-то ни плавал. Должен прежде всего для самого себя. Чтобы самому почувствовать любимой и счастливым.
Тот первый взгляд и первый плеск весла Всё было, только речка унесла.
Я не грущу о той весне былой,
Взамен её твоя любовь со мной.
А вот и понимание родной земли, которая и есть та константа, которая всегда рядом с человеком, внутри него, вокруг. И что бы ни случилось в жизни - «твоя любовь со мной»…
***
А теперь посмотрим, что хотел с этим культурным кодом сделать при помощи своей композиции «Черная Волга» Саша Васильев («Сплин»). Выход композиции состоялся в 2012 году. Сейчас уже понятно, что страна тогда стояла на пороге тяжелейших испытаний. Что украинский конфликт подходил к своей кульминации. И что же хочет нам сказать своей «Черной Волгой» Васильев, взяв за основу текст песни Фрадкина и Ошанина?
А все и просто, и крайне сложно одновременно, по моему мнению. Васильев пытается сделать подмену образа. Чтобы являющаяся, безусловно, частью национального культурного кода зыкинская Волга как парафраз Родины приобрела совершенно иное наполнение. Задачу, повторюсь, Саша Васильев поставил себе сложнейшую. Он ведь ловко (талант помог) использовал образную систему песни и самой реки, вместо этого совершив замену: в Сашиной интерпретации Родина - это не огромная, обильная водами река, а мерзкая, чиновничья, страшная, грязная, черная машина марки «Волга».
Издалека долго ехала черная "Волга".
Пахло бензином,
То обгоняла все фуры, то долго тащилась за ЗИЛом.
Петляла бетонка.
Видите, какой образ страны получился у Васильева? Смесь советских воспоминаний (все-таки чиновничьи «Волги» - это больше оттуда) и серой, пахнущей бензином страны. Страны-бензоколонки.
Пейзаж был убогий:
То свалки, то стройки, вокруг них дорожные знаки.
То серый бетонный забор, то вдруг красные маки
Везде вдоль дороги.
Вот оно, ключевое-то в Сашиной песне! «Пейзаж был убогий». Понимаете? Убогий. Не режим (тот самый, с которым вроде бы как боролись и до сих пор борются многие наши рокеры), не власть - а пейзаж. Картина Родины сама по себе немила Саше Васильеву. И все тут плохо - кроме красных маков «везде вдоль дороги». Спорный образ нашей страны, на мой взгляд. Если учесть наркотическую составляющую такого понятия, как мак, а также если предположить, что Васильев мог сравнить испитые лица с красными маками. А главное - если вспомнить, с каким цветком на Украине теперь ассоциируется Вторая Мировая. И прибавить, что Сашину «Волгу» «неумолимо тянуло к юго-востоку». Есть над чем подумать, если анализировать это с позиции 2023 года, конечно. При том что Саша Васильев ожидаемо занял позицию нетвойнистов…
Но самое страшное - что в своей композиции лидер группы «Сплин» предсказывал петляющей черной «Волге» гибель. Мол, ехала она на юго-восток, ехала, все становилось хуже и хуже, «полиция - злее», и -
Дав на прощание, клубы дыма и пара,
Черная "Волга", разогнавшись, упала
В Каспийское море.
Утонула «Волга».
Никто из людей не заметил, как исчезла машина
С городских улиц.
Вот такую картину рисовал Саша Васильев для «Черной Волги», рефреном повторяя «издалека долго, издалека долго», видимо для того, чтобы все обязательно вспомнили, о чем на самом деле пела Зыкина и о чем поет сам Саша.
Песня «Черная Волга» - одна из самых страшных песен наших рокеров, на мой взгляд. Сделанная талантливо, она была призвана работать на разрушение культурного кода русских людей. И ведь на ком-то сработала же наверняка…
***
Композиция Чичериной и Апачева «149.200 Волга» - это не просто творческий призыв для украинцев. Это и попытка, в моем понимании, реабилитировать образ измученной, оболганной нашей Родины. А также это попытка достучаться до подкорки братьев наших бывших.
У многих из них обязательно должно сработать это «издалека долго течет река Волга». Ну просто в памяти должно стукнуть. Знаете, как какой-то волшебный заговор, при помощи которого в сказках с героев снимается забытье и морок. Услышали что-то важное, увидели - и очнулись от душевного сна. Вот чего, на мой взгляд, хотели добиться Апачев и Чичерина своей композицией. Да и в целом слоган «Переходи на Волгу» - это ведь тоже попытка достучаться до нашего общего с украинцами культурного кода. Волга - наша общая Родина, которую недруги ввергли в муки настоящего гражданского противостояния. Но все можно остановить. Абсолютно все можно остановить, потому что…
Сказала мать: «Бывает всё, сынок,
Быть может, ты устанешь от дорог.
Когда домой придёшь в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти».
Вот так вот…
***
Хочется надеяться, что кто-то из солдат ВСУ обязательно услышит «149.200 Волга». Кто-то из украинцев вспомнит, кем он на самом деле является. Очнется от страшного морока, оглянется окрест себя - и осознает, что пора переходить на «Волгу».
Кстати, многие уже так и делают. И слава Богу. Побольше бы… Мы слабых не бьем, с беззащитными не воюем. Поэтому бояться тем, кто настраивается на частоту 149.200, нечего. Ведь тут их причал, тут «все, без чего на свете жить нельзя».
Что же касается музыкально-текстовой составляющей, то я очень рада, что Апачев и Чичерина реабилитировали вот это вот наше русское «издалека долго». Рада, что морок безвременья, одним из культурных символов которого является сплиновская «Черная Волга», - что этот морок потихоньку рассеивается. В итоге вместо «Волги» в условное Каспийское море канул сам Саша Васильев. Жалко, конечно, что свой талант он поставил на службу разрушения страны. Жалко, потому что мог бы при желании горы свернуть тут, в России. Силы-то были… Но - теперь уж как есть. В итоге сам в своем разрушении и утонул - и
Никто из людей не заметил, как исчезла машина
С городских улиц.
Сашина машина исчезла в итоге. А Родина - вечна. И все так же
Издалека долго
Течёт река Волга,
Течёт река Волга —
Конца и края нет.