Мы все с детства видели эту картину. Девушка в старинном одеянии на красивом подносе несет красивую чашку с шоколадом и стакан воды. Я всегда недоумевал, зачем растапливать шоколад и наливать его в чашку? Ведь он быстро застынет.
На самом деле эта картина называется "Прекрасная шоколадница". Ее написал швейцарский художник Жан Этьен Лиотар. Для своего времени он был человеком очень выдающимся и неординарным. Мы знакомы с его творчеством лишь по этой, его самой известной картине, хотя художник обладал многими талантами и интереснейшей биографией. Сегодня я предлагаю поближе познакомиться с его творчеством и историей его жизни.
Будущий художник родился в Женеве в 1702 году в семье ювелира. Он был... тринадцатым ребенком в семье Анны и Антуана Лиотар. Они были людьми небедными и смогли обеспечить своим детям хорошее образование. Жан Этьен Лиотар с детства хорошо рисовал, но профессиональное образование художника он получил во Франции - здесь он на протяжении трех лет учился в мастерской гравера и миниатюриста Массе.
Художник создал много автопортретов. На большинстве из них мы видим его с огромной пышной бородой, в восточных одеждах, в меховых шапках. Современников такой образ удивлял, а порой и пугал. Лишь после женитьбы он стал писать свои автопортреты без бороды. Женился живописец в возрасте 54 лет на женщине, которая была гораздо моложе него. Она и заставила сбрить знаменитую бороду.
В этом браке на протяжении 35 лет супружеской жизни у художника появилось пятеро детей. Конечно, чтобы содержать большую семью художник очень много работал. Лиотар сегодня стал настоящим примером независимости и правдивости в искусстве. От его современников нам осталась любопытное изречение, которое многое говорит об этом художнике: "Он наблюдал, как работают другие, и делал всё по-своему!"
Прославился художник в первую очередь своими портретами. Они действительно необыкновенные. Он был одним из лучших портретистов своего времени и прекрасным мастером пастели, как и знаменитый импрессионист Эдгар Дега, писавший намного позже. Художник много путешествовал. Он посетил огромное количество стран. Он путешествовал как спутник знатных особ. Это сегодня мы можем, достав телефон, сохранить моменты жизни в фотографиях. А в те времена в такие поездки влиятельным особам приходилось брать художников, дабы запечатлевать важные события их жизни. Многие были готовы платить за это огромные деньги.
Лиотар писал и эмалью, и маслом, но пастель стала его любимым материалом. Он невероятно детально прописывал все тонкости и особенности структуры ткани. Каждая складочка, блеск шелка и множество оттенков и переливов он прописывал очень правдоподобно. Он дотошно изображал одежду героев его картин. Они - настоящее пособие для историков моды и костюма, по его картинам сразу становится понятно, как одевались его современники разных профессий, национальностей, культур, достатка и статуса.
Он старался усовершенствовать пастель, использовал самодельные материалы для фиксации, применял новые пигменты. Возможно, в этом кроется причина многих проблем, которые сегодня возникают со многими его работами, написанными пастелью. например, ярко-красные фрагменты его картин кажутся незавершёнными, ведь красная краска разрушилась. Этот пигмент славится слабой светостойкостью. Яркий пример – портрет Георга Третьего. На портрете его красный камзол потерял свой цвет.
На этом портрете молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, никаких атрибутов королевской принадлежности. Но наше внимание привлекает румянец на щеках героя, ведь перед нами всего лишь юноша, хоть и принц.
А на портретах Морица Саксонского выцвел жёлтый пигмент. Вот почему общепринятый зелёный мундир драгунского полка вдруг стал голубым.
Первым его покровителем был маркиз Пюизье из Франции, который, будучи назначен посланником в Неаполь, взял художника туда с собой. В 1736 году художник переехал в Рим, где стал очень востребованным портретивстомв самом Ватикане. Он написал портреты папы Климента XII и нескольких кардиналов. Это стало основой его популярности.
Художник был склонен к путешествиям, авантюрам и экзотике. Так он оказался в Константинополе. Он освоил местные обычаи, носил турецкие одежды, да так проникся культурой и обычаями, что шокировал всю Вену, когда явился перед императором Францом первым в таком виде. Но император принял его милостиво. Он получил множество заказов и выполнил портреты Марии Терезии и других членов императорского дома и многих представителей австрийской знати.
Именно в Вене он нарисовал пастелью портрет Анны Бальдауф, ставший известным нам под названием "Шоколадница". Хотя по французски он назвал портрет "La belle chocolatière", что переводится как "Прекрасная шоколадница". Сегодня им можно полюбоваться в Дрезденской галерее.
Лиотар вошёл в историю как основатель художественного направления ориентализма и стиля, который во Франции того времени именовали тюркри, или "а ла турк". Он и себя на автопортретах изображал в турецких одеяниях.
Его картины имеют одну особенность. Художник всегда использовал скромные фоны, неброские интерьеры, не отвлекаясь от главного - портрета. Он досконально учитывал все нюансы внешности своих героев. Большинство из них написаны пастелью. Как они сохранились до наших дней? Ведь пастели быстро выцветают и осыпаются. Лиотар для сохранения полотен использовал собственные рецепты закрепления пастели на бумаге с применением пемзы и рыбьего клея, хотя цвет многие из них потеряли.
Художник много работал и в Париже. Здесь он написал портрет маркизы де Помпадур пастелью. К нему была настоящая очередь из желающих увековечить себя на его полотнах. Он стал королевским живописцем и членом Академии. Он стал самым модным портретистом своего времени в среде красавиц, блиставших в то время при французском дворе. Потом Лиотар покорил Англию, а затем и Голландию. В Англии он так всколыхнул устоявшийся художественный рынок, что вызвал критику у местных конкурентов-художников. В газетах писали: "Его цены в два раза выше, чем у других; и всё же, если бы не борода, он не был бы лучшим художником, не настолько хорошим, как многие, проживающие в Лондоне".
Его самой любимой и постоянной клиенткой оставалась императрица Мария Терезия в Вене. Он написал много ее портретов. А портреты ее детей художник написал на полупрозрачной бумаге,. Зрителям казалось, что облик каждого ребёнка будто просвечивался сквозь перманент. Императрица с этими портретами не расставалась, забирая их с собой даже в путешествия. Во многом это тоже способствовало распространению огромной славы художника по всей Европе.
Конец своей жизни он провёл в Женеве, до последних дней продолжая писать своей любимой пастелью портреты.
На сегодня это все. Надеюсь, дорогие читатели, Вам понравилась эта статья и Вы получили удовольствие от просмотра этих картин художника. Не забывайте подписываться на мой НОВЫЙ канал "Дизайн с Алексом", на нем будут выходить самые интересные и красивые статьи. До новых встреч, ваш Алекс.