Иосиф Ефимович Хейфиц родился в 1905 году в Минске в семье подданного Российской империи и его законной жены.
В детские годы Иосиф посещал гимназию, много читал, интересовался искусством. Трудовая биография Иосифа Хейфица началась в судебном деле: он был помощником коменданта. В дальнейшем молодой человек стал учетчиком на одном из предприятий Кременчуга.
В середине 20-х Стране Советов потребовались творческие люди, и Иосиф, обладавший природным талантом, поехал учиться в Ленинград. Он стал студентом нового отделения техникума кино и фотографии, выпускниками которого были обладатели высоких наград.
Техникум выпустил огромное количество режиссеров и постановщиков, которые в дальнейшем получили немало государственных наград. На одном курсе с Иосифом Ефимовичем обучался знаменитый режиссер Александр Зархи. Юноши подружились и пронесли эту дружбу через всю жизнь. Зархи в дальнейшем стал одним из самых знаменитых грузинских сценаристов, мемуаристов и прозаиков.
Для того чтобы обустроиться в большом городе, Иосифу понадобились средства. Он писал художественные рецензии для журналов и связанных с искусством газет. Знакомство с сотрудниками изданий «Рабочая неделя» и «Кинонеделя» неоднократно помогало мужчине в последующие несколько лет.
Хейфиц вполне успешно сдал экзамены, после чего устроился работать на «Ленфильм» (прежнее название – «Совкино»). С этого момента карьера Иосифа Ефимовича развивалась стремительно.
Полноценная творческая карьера Хейфица началась с фильма «Луна слева», соавтором выступил однокурсник Александр Зархи. Впоследствии тандем кинематографистов выпустил десятки историй об отношениях, человеческом счастье, безграничной преданности и любви.
Сценарист быстро стал востребованным, вскоре он занял режиссерское кресло и продолжил работать в студии «Совкино». Хейфиц был руководителем постановочной бригады и выпустил целый ряд молодежных картин – «Транспорт огня», «Горячие денечки», «Ветер в лицо», «Полдень».
В военное время в фильмографии Хейфица появились политически ориентированные проекты «Депутат Балтики», «Член правительства», «Во имя жизни» и «Малахов курган». Советские критики, регулярно знакомившиеся со всем, что предназначалось для глаз народа, называли эти произведения классическими образцами драмы.
Попав в эвакуацию в Ташкент, Иосиф Ефимович продолжил заниматься творчеством. Он возглавил студию «Узбекфильм» и не прекращал работать. Режиссер снял историческую ленту под названием «Его зовут Суха-Батор». Фильм был посвящен биографии монгольского революционера, который отдал жизнь ради собственных идеалов.
1950-е годы считались расцветом творчества ленинградского кинематографиста, выдающейся работой в этот период стала лента «Большая семья». «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева» также пользовались успехом у публики, отмечавшей преподнесение событий без приукрашивания и лжи.
В дальнейшем режиссер заинтересовался русской классикой. Он создал киноверсии многочисленных произведений Чехова, Тургенева и Куприна. Картины «Дама с собачкой», «Шурочка» и «Ася» заняли достойное место в фильмографии Иосифа Хейфица.
Автор сценария и режиссер этих фильмов получил ряд государственных премий, на фестивалях в зарубежных странах с нетерпением ждали новых работ. Хейфиц становился обладателем призов в Риме, Чикаго и Лондоне, опережая представителей европейских и западных широт.
Критики считают, что успех картин Хейфица в том, что ему дивно удавались характеры персонажей. Режиссер всегда с особой внимательностью подходил к прорисовке не только главных, но и второстепенных персонажей. Умелое воспроизведение человеческой натуры на экране стало залогом успеха картин Хейфица не только в России, но и в других странах.
В 80-х годах на «Ленфильме» открылось образовательное учреждение, уроженца Минска попросили стать одним из учителей. За деятельность в качестве наставника вечный энтузиаст профессии получил сердечную благодарность советских людей.
В личной жизни Иосифа Хейфица было множество романов. Первой супругой режиссера стала известная актриса Янина Жеймо. Янина была полькой по происхождению, она выросла в семье бродячих артистов и с детства привыкла выступать на сцене. Когда девушка стала взрослой, она начала сниматься в кино.
С будущим мужем женщина встретилась на съемках картины «Моя родина», до этого в ее биографии был несчастливый короткий брак. Иосифу Ефимовичу очень понравился характер белокурой красавицы, которая в поисках счастья отвергла ряд претендентов на сердце.
Мужчина поступками пытался доказать, что из него выйдет достойный муж. Режиссер заботился о самой Янине и о ее старшей дочери. Вскоре актриса уступила поклоннику, и они поженились. Отношения влюбленных можно было назвать идеальными.
Появление сына Юлия стало подарком для пары, радость омрачило расставание из-за Великой Отечественной войны. Дети с Иосифом Ефимовичем жили в эвакуации в Ташкенте, с нетерпением ожидая приезда матери и любимой жены.
В 1942-м году семья должна была воссоединиться. Янина вместе с сестрой и племянницей поехала в Ташкент. Она чудом не угодила в вагон, который попал под бомбардировку. Однако до Хейфица дошло скорбное послание о возможной гибели жены.
Спустя год после получения известий о гибели супруги режиссер смирился с утратой, Ирина Владимировна Светозарова помогала воспитывать детей. Янина, «восставшая из мертвых», узнала о новых отношениях, и о последовавшем за этим разрыве мужчина жалел до последних дней.
Однако это не помешало мужчине вступить в новый брак, в котором у Хейфица родились дети. Отпрыски режиссера пошли по стопам своего знаменитого отца – Дмитрий стал режиссером популярных российских сериалов, а Владимир – вошел в элитарную театральную среду.
В апреле 1995 года Иосифа Хейфица не стало, о причине смерти кинематографиста родственники предпочли не говорить. У могилы на сельском кладбище, расположенном под Санкт-Петербургом, собрались люди, убежденные, что фильмы мастера будут жить вечно.
Хотя Хейфица нет с нами уже несколько десятилетий, его творения продолжают пользоваться большой популярностью у зрителей. Картины режиссера пополнили собой золотой фонд советского кинематографа. Документальные и художественные ленты Хейфица до сих пор высоко оцениваются критиками и простыми зрителями.