Найти тему

Образование и развитие ребенка: Исследование факторов, влияющих на физическое, когнитивное и социальное развитие детей.

Содержание:

1 Название.

2 Аннотация.

3 Ключевые слова.

4 Введение.

5 Основная часть.

6 Выводы.

7 Список литературы.

Аннотация. Автор научной работы- Ярошкевич Анатолий Сергеевич.

В статье рассмотрены группы фактор, их влияние на физическое, когнитивное и социальное развитие ребёнка. Их влияние на личность, характер, качества и психологическое состояние ребёнка. Цель исследования: понять, как они способны влиять на ребёнка. В статье был использован метод исследования, как анализ научной педагогической литературы. Также были описаны подгруппы факторов, причины влияния и их последствия на развитие ребёнка. Описаны врожденные, приобретенные и генетические факторы. Описываются возрастные этапы в жизни ребенка. Делаются выводы о том, что все непосредственно факторы влияют на развитие ребёнка и на дальнейшую жизнь человека. Что каждый фактор может повлиять как положительно, так и отрицательно. Что они имеют определенные последствия в физическом, социальном и в психологическом развитии человека.

Ключевые слова.

Факторы, развитие, ребёнок, физическое, когнитивное, социальное.

Введение.

Исследование основано на анализе научной педагогической литературы. Актуальность данной темы заключается в том, что каждый фактор независимо от его происхождения всегда способен повлиять на физическое, когнитивное и социальное развитие ребёнка.

Целью исследования является понятие того, как и каким образом каждый фактор влияет на развитие ребёнка.

Объектом исследования являются дети, их психологические и социальные особенности в общем.

Предметом исследования являются психологические, биологические, физические и социальные процессы в развитии ребёнка.

Задача исследования: проанализировать факторы на основе литературы и понять процессы, последствия и влияния их на общее развитие детей.

Как формируется личность ребенка? Какие факторы влияют на этот процесс?

Как известно личность ребенка формируют условия и окружения, в которых он растёт. Многие факторы с раннего детства способны определить всю дальнейшую судьбу ребёнка. Но какие именно факторы влияют на общее развитие ребёнка в целом? И на какие они делятся?

Что такое когнитивные факторы? Это прежде всего когнитивное развитие. Когнитивное развитие-это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, решение задач, формирование понятий, воображение и логика.

Свою очередь, влияние различных факторов на интеллектуальное развитие ребенка остаётся достаточно сложным. В современной психологии специалисты, согласно теории Жана Пиаже, считают, что все факторы непосредственно способны влиять на когнитивное развитие ребенка с первого дня рождения. Эти факторы делятся на врожденные и приобретенные. Грамотные педагоги, зная эти факторы, способны влиять на интеллектуальное развитие ребенка.

Что относится к врожденным когнитивным факторам?

Разумеется, к главным таким фактором считается генетический. Существует одна интересная теория, согласно которой при рождении ребенок уже имеет определенный запас знаний. Но она является спорной, так как интеллект в чистом виде передаваться не может. Но направление мыслительной деятельности возможно. Генетический фактор способен негативно отразиться на развитии ребенка. Генетическим путем могут передаться интеллектуальные нарушения, например синдром Дауна.

Один из важных факторов когнитивного развития является образ жизни будущей матери. Так как именно от организма матери плод получает энергию для своего роста и развития. Здоровый образ жизни, правильное питание и отсутствие вредных привычек повышают вероятность рождения здорового ребенка.

Так же когнитивные врожденные факторы-это факторы окружающей среды.

К факторам окружающей среды относят факторы природного происхождения и техногенного. Эти факторы способны совместно влиять на психическое развитие ребенка. Например, если семья живет у моря, где чистый воздух и их рацион богат йодом, то у матери в такой семье имеется большая вероятность рождения ребенка с развитым интеллектом. А наличие противоположных факторов, таких как загрязненный воздух и наличие небольших доз радиации в промышленном районе большого города, способны привести к повреждению ЦНС.

Еще один когнитивный врожденный фактор это личностные качества ребенка.

К ним относятся тип темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик) и

ведущий тип восприятия( визуалы, кинестики и дигиталы). Большинство людей относятся к визуалам, поэтому школьная программа легче воспринимается в детском возрасте. Если кинестики и дигиталы не воспринимают зрительный материал, это еще не означает, что они имеют отклонения в развитии. Если им предоставить программу обучения, приспособленную для их восприятия, то их успеваемость повысится.

Приобретенные когнитивные факторы.

Что в свою очередь когнитивные приобретенные факторы. Это те факторы, которые действуют из вне.

Таким фактором является семья. Именно она является мощным институтом воспитания. Именно в ней ребенок находится большую часть своей жизни. Семья может являться как источником поддержки ребенка, так и источником психологической травмы.

Следующий факт это количество детей в семье.

Количество детей способно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. Чем больше детей, тем ниже уровень интеллектуального развития каждого. Иногда, идеальным считают наличие лишь двух детей в семье. У старшего ребенка, в такой семье интеллектуальный уровень может быть выше, чем у ребенка, который один в семье.

Личностные качества родителей.

Дети являются отражением своих родителей. С малых лет они познают и изучают мир методом подражания. Они могут подражать родителям, братьям, сестрам, звукам природы, животных и.т.д. Копирует ребенок поведение родителей, так как в этом возрасте они являются для него единственным авторитетом. Благодаря этому ребенок приобретает свой первый опыт. В семье, где все члены семьи уделяют большое внимание интеллектуальному развитию, где ребенок ходит на различные кружки и секции, развивается, как под контролем родителей, так самостоятельно, то в таком случае когнитивный уровень развития будет выше. Немаловажную роль в развитии ребенка играют традиции семьи и увлечения ребенка.

Физические факторы развития ребенка.

Физическое развитие ребенка- это увеличение мышечной массы, роста, округлости головы, психомоторное развитие. На физическое развитие малыша влияют две группы факторов: эндогенные и экзогенные.

Эндогенные факторы- это состояние здоровья самих родителей ребенка, например обмен веществ или генетические особенности организма.

Экзогенные факторы- это окружающая среда. К ним относят климат региона, питание, наличие или отсутствие движения.

Однозначного ответа на вопрос “какие больше факторы больше всего влияют?” нет.

Однако, физическое развитие ребенка это один из главных показателей здоровья ребёнка.

Началом физического развития ребенка является дошкольный возраст. Этот возраст является важнейшим важнейшим для формирования здоровья и психофизического развития. На физическое развитие детей влияют самые разнообразные факторы. К таковым можно отнести режим дня, экологию, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания. Самым же важным фактором в развитии ребенка является питание. Именно от полноты и количества питательных веществ( жиры, белки, углеводы, минеральные солей, витаминов) зависит физическое здоровье ребенка. Так же важным считается верное балансирование физической и умственной нагрузки. Если происходит какое-либо отклонение от нормы физического развития ребенка, то это можно считать первым сигналом для предпринятия мер по сохранению здоровья ребенка.

Здоровье- это, в свою очередь, состояние организма, при котором происходит нормальное взаимодействие человеческого организма и окружающей среды.

Показателями здоровья любого человека, независимо от возраста это: показатели физического, психического и душевное состояние человека. Так как же на здоровье ребенка могут влиять медико-демографические показатели, показатели инвалидности и заболеваемости.

На физическое развитие, как и на когнитивное развитие влияют одинаковые по сути факторы. К ним относятся внутриутробные факторы (экологическая обстановка, вредные привычки, профессиональные вредности и течение протекания беременности у матери).

Так же к факторам физического развития относят генетические, то есть влияние наследственности. Разница между ростом родителей и детей наиболее значима от 2 до 9 лет и от 14 до 18 лет.

Еще одним значимым фактором физического развития считаются климатогеографические условия. Весной происходит ускорение роста, а осенью и зимой он заторможен. Высокогорная местность и жаркий климат могут так же тормозить рост, но способны ускорить биологическое созревание организма ребёнка.

Так же следующим важным показателем являются антропометрические показатели.

Это возрастные и половые особенности физического развития.

К ним относятся длина тела. Это суммарный показатель пластичности процессов в организме. Масса тела- это показатель развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки и внутренних органов. Так же немало важно считается форма черепа, грудной клетки, осанка, состояние позвоночника, стоп, ног, мускулатуры. Состояние кожных покровов, слизистой и зубов.

Еще один фактор физического развития- это физическая активность. Она играет важную роль в развитии двигательных навыков и актов. Так же она активно влияет на опорно-двигательный аппарат, ЦНС и на внутренние органы. Она развивает мускулатуру, скелет, кровообращение и дыхание.

Факторы влияющие на социальное развитие ребёнка.

Социальное развитие ребенка это-процесс, начинающийся с первых дней жизни ребёнка. В период новорожденности и младенчества происходит формирование первых связей. Они складываются между самим ребёнком и близкими ему людьми.

Факторы, влияющие на социальное развитие, всегда будут актуальны, как в течении всего детства, так и последующей жизни человека.

Социальным фактором является процесс социализации. Социализация-это процесс усвоения норм, правил, ценностей и модели поведения в обществе. Согласно психологии развития и теории механизмов будущих реакций на раздражители, ситуации, возникающие в жизни, формируются на ранних стадиях развития.

Следующим фактором социального развития ребёнка является его взаимоотношения с матерью, отцом и с другими членами семьи. Во взрослой жизни здоровые отношения между ребенком и родителями должны привести к эмоциональной стабильности.

Это влияет на эмоциональную стабильность в личных, в социальных, и в профессиональных отношениях.

В возрасте от 0-3 лет ребенок учиться налаживать отношения с матерью. В первые месяцы жизни он неосознанно просит её о какой-либо помощи через слезы. Затем с 6 месяцев ребенок уже различает факторы, влияющие на привязанность и причинно-следственные цепочки. То есть понимает, что слезы вызывают реакцию у его матери.

Затем ребенок привязывается к матери с 9 месяцев и рад ее видеть. С 2-3 лет между матерью и ребёнком устанавливаются “партнерские отношения”.

С 3 лет ребёнок поступает в детский сад. Детский сад-это место, где ребёнок учиться устанавливать первые контакты с другими детьми, реагировать на их поведение и реакции. Если у ребёнка нет медицинских противопоказаний, то посещение детского сада важно, Если ребёнок не посещает его, то в будущем это вызовет тревожность, трудности в адаптации ребёнка в школе. Нахождение ребёнка в детском саду формирует у него независимое поведение и самостоятельность, формирует первые нравственные понятия (что хорошо, а что плохо), освоение первых социальных ролей, приобретение первых навыков и знаний (рисование, ассоциации и.т.д). В детском саду ребёнок впервые подвергается внешней критике. Она более холодная и жёсткая, чем у родителей. Это способно выявить пороки развития и эмоциональные расстройства.

Следующий этап и фактор социального развития ребёнка это поступление его в школу, в 6 или в 7 лет. В первые годы она играет двоякую роль, как образовательную, так и общительную. В школу поступают дети из разных слоёв общества, с разными темпераментами и интеллектуальными способностями. Кто-то уже научился писать, читать и писать, а кто-то только на начальном этапе этого развития. В начальной школе уже с первого класса формируется иерархия в коллективе, а также потребности в доминировании, принятии, превосходстве или в равенстве. В этом возрасте сильно выражена эмоциональность ребёнка. В данный период у детей появляется сознательная жестокость, что способно вызвать психологические патологии и травмы у отдельных детей, ставшие жертвами психологического насилия. Это способно отразиться на личностные и социальные качества. Основной задачей школы становиться создание благоприятных условий и предотвращение подобных ситуаций.

Так же на социальное развитие ребёнка влияют не только внешние факторы окружающей среды, но и внутренние факторы. Таковым фактором, как в физическом развитии является здоровье. На здоровье, как в когнитивном развитии, способна повлиять генетика. У ребенка, к примеру, может быть аутизм. Аутизм-это комплекс интеллектуальных нарушений, способные оторвать ребёнка от межличностных отношений, от собственных чувств и переживаний. Такие дети в своём поведении не активны, очень пассивны. Они слабо идут на контакт с другим человеком. Однако и среди таких детей есть активные, но их поведение со стороны кажется очень странным, непонятным, необычным. У таких детей также присутствуют проблемы с

чтением эмоций и знаков. В результате все это не может способствовать социальной интеграции в общество.

Выводы:

Таким образом можно сделать вывод, что все вышеназванные факторы сильно и всегда влияют на детство ребёнка и всю его дальнейшую жизнь. Примерно такому же выводу когда-то пришёл швейцарский учёный Жан Пиаже. Так же можно сделать вывод о том, что каждый непосредственно факт влияет на общее развитие ребёнка. Очевидно, чтобы ребёнок рос и развивался правильно, для этого нужно создать все необходимые условия, как для детей с норматипичным, так и с отклоняющимся поведением. Как родители, так и педагоги должны принимать все необходимые меры и способы для организации развития ребёнка. Потому что именно от этих условий и факторов зависит дальнейшая судьба ребёнка и то, кем он вырастет и станет.

Список литературы

  1. Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995.
  2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980. - Т. 2.
  3. Титаренко В.И. Семья и формирование личности. – М., 1987.
  4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
  6. Консультация для родителей “Факторы, влияющие на физическое развитие” [Электронный ресурс].- Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/08/01/konsultatsiya-dlya-roditeley-faktory-vliyayushchie
  7. Особенности психофизического развития детей [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_psixofizicheskogo_razvitiya_detej_doshkolnogo_vozrasta_etapyi,_speczifika,_krizisyi/
  8. Социальное развитие ребёнка: от чего зависит? [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www.defectologiya.pro/zhurnal/soczialnoe_razvitie_rebyonka_ot_chego_zavisit/
  9. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы — М.: Тривола, 1995.
  10. Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М., 1989.