Коран является главным священным текстом мусульман и имеем такой же важный статус, как Библия для христиан или Танах для иудеев. Мусульмане верят, что Коран был ниспослан пророку Мухаммеда от самого Аллаха через ангела Джабраила. Откровение ниспосылалось в период с 610 по 632 год. Однако у светских исследователей Корана иной взгляд на происхождение священной книги ислама.
Исламовед Стивен Шумейкер занимается изучением истории христианства и истоков ислама. В блоге знаменитого библеиста Барта Эрмана он опубликовал статью, в которой отвечает на вопрос - откуда взялся Коран на самом деле? Ниже опубликован перевод статьи Шумейкера.
"Откуда взялся Коран и как этот текст обрел форму, которая дошла до наших дней? Если бы кто-то внимательно изучил научную литературу по Корану за последние полтора столетия, то обнаружил бы, что подавляющее большинство ученых, как мусульман, так и немусульман, придерживаются суннитской традиции. Согласно этой традиции, кодификация Корана произошла при третьем халифе и сподвижнике пророка Мухаммеда - Усмане ибн Аффане (644-656). Поскольку эта традиция была включена в раннее и авторитетное собрание исламского предания (сборник хадисов аль-Бухари), она стала каноническим описанием формирования Корана для мусульман и, как следствие, для большинства исламоведов.
Правда в том, что это не единственный взгляд на происхождение Корана, который можно найти в исламской исторической традиции. Действительно, исламские свидетельства о сборе и композиции Корана сами по себе представляют запутанный клубок традиций. Понятно, что исламская традиция в конечном итоге остановилась на конкретном повествовании о происхождении Корана, выбранном из различных источников. Тем не менее, огромное разнообразие информации, исходящей из ранней исламской традиции, и ее сложности в отношении создания Корана должны вызывать гораздо меньшую уверенность у современных ученых.
Как выясняется, в исламской традиции также сохранилось воспоминание о том, что каноническая версия Корана – текст, дошедший до нас сегодня, – была утверждена в своем окончательном виде гораздо позже - при халифе Абд аль-Малике, который правил с конца 7 по начало 8 века (685-705). И, судя по всем имеющимся у нас свидетельствам, если мы придерживаемся истинно историко-критического и скептического подхода к рассматриваемым источникам, эта эпоха на самом деле представляет наиболее вероятный контекст для формирования Корана.
Хотя доказательства и аргументы, необходимые для достижения этого вывода, очень сложны, эта традиция наиболее согласуется со всем спектром имеющихся у нас доказательств. Например, с чисто исторической точки зрения халифат времен Усмана, похоже, не был достаточно организованным, чтобы в нем могли создать стабильный канонический Коран, как того требует традиция. Только во времена Абд аль-Малика мы находим свидетельства существования государственного аппарата, который действительно мог достичь такого показателя. Но что еще более важно, установление канонического Корана при Абд аль-Малике засвидетельствовано не только ранней исламской традицией, но эти сообщения также подтверждаются несколькими неисламскими источниками, которые почти современны рассматриваемым событиям. Нужно ли говорить о множественной независимой аттестации?
Тем не менее, позвольте мне внести ясность. Я не утверждаю, что Коран был создан только в этот относительно поздний момент времени. Скорее всего, именно при Абд аль-Малике более ранние сборники исламских священных традиций, как устных, так и письменных, были собраны в окончательную, каноническую версию Корана, которой мы располагаем сегодня. Таким образом нас информирует коллективное свидетельство исламской традиции и неисламских источников. Это означает, что содержание Корана все еще находилось в процессе разработки, пока не достигло финальной стадии, когда Абд аль-Малик установил и навязал - с имперским принуждением - каноническую версию Корана. В результате силового вмешательства государства все версии Корана, которые отклонялись от этого нового стандарта, были изъяты и уничтожены.
Соответственно, нам необходимо принять концепцию формирования Корана, которая постулирует, что этот религиозный текст собирали в течение нескольких десятилетий, включая устную передачу по памяти и создание местных письменных коллекций. Одним из важных последствий принятия такого взгляда на Коран является то, что больше невозможно представить, что содержание книги зависит исключительно от вероучения пророка Мухаммеда. Скорее, различные компоненты Корана должны происходить из целого ряда различных исторических контекстов. Затем ранняя исламская традиция объединила их в единый канонический текст, который был утвержден в качестве нового священного писания для последователей Мухаммеда примерно в конце 7 века.
В то же время у меня нет никаких сомнений в том, что многие элементы Корана уходят корнями в учение Мухаммеда, которое он распространил среди жителей Мекки и Медины. Тем не менее, мы должны признать, что этот материал был сильно изменен в процессе его передачи и был значительно дополнен новыми традициями, с которыми столкнулись его последователи после вторжения на земли римского и сасанидского Ближнего Востока и оккупации арабами этих земель. Мы также должны помнить, что в те первые десятилетия, когда последователи Мухаммада делились друг с другом своими воспоминаниями о священных традициях, будь то в устной или письменной форме, они делали это независимо друг от друга в местах, разбросанных по всей огромной империи, которую последователи Мухаммада завоевали и колонизировали.
Таким образом, то, что мы имеем сейчас в Коране, на самом деле не точные слова арабского пророка начала 7 века, а сборник, составленный его первыми последователями в течение многих лет после его смерти. Таким образом, содержание этого свода формировалось и изменялось в течение десятилетий устной (и в конечном итоге письменной) передачи. Также Коран попал под влияние постоянных принятий и адаптаций новых традиций, полученных в результате постоянного диалога с другими религиями и культурами Западной Азии в поздней античности. На самом деле, многие коранические традиции, как уже отмечали другие ученые, предполагают экологический, или экономический, или культурный контекст, который просто несовместим с условиями центрального Хиджаза начала 7 века (место, где жил Мухаммед).
Соответственно, многочисленные сюжеты Корана приобретают гораздо больший смысл, если мы понимаем данный сборник как развивающийся продукт десятилетий работы по запоминанию и устной передачи, большая часть которых происходила в культурно разнообразных контекстах поздней древней Сирийской Палестины и Ирака в диалоге с другими авраамическими традициями.
Только благодаря прямому вмешательству халифа Абд аль-Малика этот процесс окончательно завершился примерно на рубеже 8 века. Результатом стал Коран, который мы имеем сегодня - тщательно созданный и подкрепленный авторитетом сборник, который привнес единообразие и порядок в разнообразные и разрозненные священные традиции, которые циркулировали среди последователей Мухаммеда на протяжении десятилетий после его смерти. И благодаря высокоэффективному использованию Абд аль-Маликом грубой политической власти многое из того, что мы хотели бы знать о сложности предшествующей истории Корана, остается окутанным тайной. Соответственно, продвигаясь вперед в наших усилиях понять формирование Корана, мы должны действовать осторожно и скептически, всегда руководствуясь герменевтическим скепсисом, исторической критикой и историческим изучением религий".
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.