04. Традиционно к общественным объединениям относятся кооперации и профсоюзы. До Революции 1917 года, а также Гражданской войны кооперативное движение в России было разным. В годы Гражданской войны, в период военного коммунизма кооперативное движение превращено в пункты распределения пайков, то есть фактически движение находилось на службе советской власти и выполняла те функции, которые она ей поручает.
На Западе профсоюзы возникают в период борьбы рабочего класса за свои экономические права, это профессиональные союзы, тред-юнионы в Англии (Великобритании) например, цель которых была защищать интересы рабочего класса перед своим нанимателем (владельцем, руководителем предприятия). Выделяют несколько основных принципов профсоюзов: это добровольность, выборность руководства, защита интересов рабочего класса.
На X съезде партии решалось много вопросов, в том числе присутствовали дискуссии по поводу профсоюзов. Было несколько точек зрения в руководстве партии по этому вопросу, и даже возникла так называемая «Рабочая оппозиция» во главе со Шляпниковым, основной идей которой была идея о том, что именно профсоюзам должна быть дана и предоставлена главная роль по управлению предприятиями, не государству, а профсоюзам. Но на X съезде партии Ленин разгромил точку зрения «Рабочей оппозиции», съезд в итоге проголосовал за трактовку, предложенную Лениным, что профсоюзы – это некая школа коммунизма, они должны воспитывать своих членов в духе коммунистической идеологии.
С началом НЭПа численность рабочего класса стала постепенно восстанавливаться, как следствие восстанавливается и профсоюзное движение, но темпы восстановления промышленности по-прежнему низкие, уровень заработной платы рабочего классу хоть и поднялся до уровня довоенного, но уровень жизни по-прежнему оставался рабочего класса низким. В 1925 году изменены были тарифы начисления заработной платы рабочим, что привело к забастовкам рабочих (в общей сложности их было около 800 по всей стране).
Вот после этих забастовок и стачек рабочих, советская власть круто меняет свое отношение к профсоюзам рабочих, профсоюзному движению. Советской властью объявлено, что отныне такого права у профсоюзов на забастовки нет, оно может быть только в капиталистических странах, когда на забастовку поднимаются против буржуазии, капитала, класса эксплуататоров. То есть объявлялось рабочим как вы пойдете против своей же власти, против власти рабочего класса. То есть в кротчайшие сроки произошло огосударствление всех профсоюзов, неугодных лидеров профсоюзного движения быстро заменили. Теперь профсоюзы не защищали интересы рабочих, а превратились в инструмент власти, которые своим административным механизмом при поддержке власти могли на них влиять, распределять путевки на лечение в санатории-курорты, детям в пионерские лагеря.
05.Советская власть и церковь. Хотя роль Русской православной церкви (РПЦ) к началу Революции 1917 года не была всеобъемлющей, на у РПЦ авторитет был един, уже тогда многие были неверующими, однако большинство населения оставалось верующим, особенно сельское население. Советская власть поставила себе задачу вывести большинство населения из-под авторитета РПЦ, сделать все возможное чтобы дискредитировать церковь.
После Великой Октябрьской Революции советская власть разрешила и было восстановлено патриаршество, которого не было со времен Петра I. Патриархом был избран Тихон, но так как после революции началась Гражданская война, то церковь оказалась на пути выбора – поддерживать «красных» или «белых». При еще достаточно сильном авторитете церкви, каждая из сторон желала получить поддержку церкви. Но патриарх Тихон не дал своего богословия ни красному, ни белому движению, поскольку считал Гражданскую войну братоубийственной и страшным грехом. В годы Гражданской войны очень пострадало много людей, семей, в том числе и священников. В 1921 году произошел как мы знаем страшный голод, и церковь организовала сбор денег и помощи голодающим, советская власть не могла допустить укрепления авторитета церкви и объявила о принудительном изъятии духовных ценностей, чтобы на вырученные деньги купить продовольствие. В 1925 году подвергаю аресту патриарха Тихона, этот арест, принудительное изъятие и продажа духовных ценностей повлияет на его здоровье и он умирает, но перед смертью заявляет и призывает всех священников повиноваться советской власти, ибо «нет власти, да не от Бога». После смерти патриарха Тихона советская власть воспрепятствует избранию нового патриарха, вместо патриарха заниматься церковными делами будет местоблюститель, и им был избран митрополит Сергий, именно этого митрополита советская власть уговорила пойти на более тесное сотрудничество. Тех, кто будет подчиняться советской власти и этому митрополиту, само по себе введение – местоблюстителя, их будут называть «обновленцами», фактически это означало раскол РПЦ. При этом расколе возникает РПЦ за рубежом. И только после длительных переговоров, невероятными усилиями в 2007 году произошло объединение РПЦ обратно.
Одновременно продолжается политика давления советской власти в 20ые годы 20 века против священников (аресты), изъятие культурных и духовных ценностей, разрушают храмы, изымают помещения, принадлежащие храмам и переоборудуют их в различные советские учреждения (тюрьмы, спецшколы, учебные заведения, склады, больницы). Процесс разрушения храмов по стране был масштабным, в 1931 году взорван Храм Христа Спасителя в Москве, откуда я родом из 20 храмов до Революции, не разрушенными останутся только 2. Процесс строительства новых храмов возродится только после распада СССР в истории современной России.