Найти в Дзене
Мастер Творцов

Уильям Блейк – «Вихрь Любовников» (1824-1827 годы)

Уильям Блейк – «Вихрь Любовников»
Уильям Блейк – «Вихрь Любовников»

Произведение «Вихрь Любовников» иллюстрирует собой сцену из пятой песни «Ада» первой книги «Божественной Комедии» (примерно 1308-1320 годы) средневекового флорентийского поэта Данте Алигьери (годы жизни 1265-1321). В ней главный герой поэмы – сам Данте – спускается во внешние круги Ада, где встречает нескольких людей, охваченных вихрем, они просто визжат от боли. Проводник Данте – римский поэт Вергилий (годы жизни 70-19 до нашей эры) – объясняет ему, что это любовники, «любовь которых лишилась жизни», они наказаны за противозаконный характер своего желания.

В их число входит и Франческа да Римини (годы жизни 1255-1283) – знатная дама и родная дочь Гвидо I да Поленты (умер в 1310 году) – лорда Равенны, которая влюбилась в родного брата своего мужа Паоло Малатесты (годы жизни 1248-1285), за что и была приговорена к смерти вместе с ним. Глубоко тронутый их историей, Данте теряет сознание, как это и показывается на картине справа от бородатого Вергилия. А над головой Вергилия художник Уильям Блейк (годы жизни 1757-1827) словно изображает Паоло и Франческу в сфере света, в то время как окружающий любовников вихрь возносится к небу.

Данная картина принадлежит к целой серии работ, заказанных Джоном Линнеллом (годы жизни 1792-1882) – ещё одним близким другом и вторым великим покровителем Блейка. Она была заказана после успеха иллюстраций к Книге Иова, которые Блейк уже успел нарисовать для Линнелла к тому времени. Существовала устоявшаяся традиция создания иллюстраций к «Божественной Комедии», восходящая к периоду раннего Возрождения и к таким живописцам, как Приамо делла Кверча (годы жизни 1400-1467), Веккьетта (годы жизни 1412-1480) и Сандро Боттичелли (годы жизни 1445-1510).

Блейк, вполне вероятно, был вдохновлён их работами, но с типичной для него нескромностью он всегда говорил о своём превосходстве над многими мастерами эпохи Возрождения в обращении с цветом, которое, как считается, наиболее полно реализовано в эпизоде именно «Божественной Комедии». Сам Блейк считал, что эффективное использование цвета полностью зависит от контроля формы и контура, он утверждал, что у Тициана (годы жизни 1488-1576), Антонио да Корреджо (годы жизни 1489-1534), Питера-Пауля Рубенса (годы жизни 1577-1640) и Рембрандта ван Рейна (годы жизни 1606-1669) это всегда неправильно.

А что касается его ответа Данте Алигьери, то для критической позиции Блейка в отношении религиозной ортодоксальности и его абсолютной веры в святость любви так типично то, что он решает избавить осуждённых за измену любовников от их адских мучений.

Заказ по «Божественной Комедии» так и остался незавершённым, поскольку Блейк умер в 1827 году, написав лишь несколько картин. Однако те, что дожили до наших времён, хорошо известны своим изысканным использованием цвета и сложными, протосимволическими, визионерскими мотивами. Также говорят, что заказ Линнелла буквально наполнил Блейка безграничной энергией, даже несмотря на его уже преклонный возраст (ему было 69 лет) и очень плохое здоровье. По общему мнению, он потратил свои последние деньги на карандаши, чтобы вопреки всему продолжать работать над рисунками.

  • Художник – Уильям Блейк
  • Название – «Вихрь Любовников»
  • Год создания – 1824-1827
  • Размеры – 24,3 х 33,9 сантиметра
  • Материал – Карандаш, перо и акварель
  • Место нахождения – Городской Музей и Художественная Галерея (Бирмингем, графство Уэст-Мидлендс, Англия)