В детстве я наблюдала две картины, которые несколько противоречили друг другу. Первая картина — это постоянная организация праздников мамой. Возможно, многим знакомы такие списки дел:
«Дела мамы:
— заранее купить подарки
— заранее нарядить детей
— заранее нарядить себя
— убраться
— украсить дом
— купить еду
— приготовить еду
— подготовить место праздника
— накрыть на стол
— встретить гостей и разместить их
— обслужить всех
— убрать со стола
— убраться
— помыть посуду
Дела папы:
— помыться (по желанию)
— разложить советский стол (с видом, что эта конструкция инопланетная и трудна в освоении)»
И я наблюдала, как мама выполняла такие гигантские списки дел каждый праздник, а к ней подключалась и бабушка, и сестра, и маленькая я. А у отца миссия важная: стол всё-таки ждать не будет.
И вторая картина, противоречащая ей, которую, в сущности, понимать я стала только тогда, когда выросла, начала терапию и вошла в феминизм.
Отец у меня отнюдь не бытовой инвалид, который не умеет что-то делать. Всё-таки советская закалка даёт о себе знать. Он умеет вести быт. И в детстве я наблюдала как отец иногда убрался или что-то готовил. И я тогда думала: «Ё-моё, вот это папа даёт! А чужие папы так не умеют, да у меня какой-то особенный!»
Но особенным он не был. Поскольку то, что мои детские уши не слышали, — так это постоянное требование похвалить его за какое-то просто дело: «Ну как тебе суп, который Я приготовил? А ты знаешь, по какому рецепту, я тебе всё расскажу. А тебе понравилось?»
Либо постоянное перечисление в мельчайших подробностях сделанного: «Я то-то открыл и протёр тряпкой, а здесь убрал и помыл с мылом» (чтобы заметили его ТРУД).
Либо вечные попрекания и унижения из разряда «Да вам прислуга нужна!» (в контексте, когда что-то было не убрано и это делал он), «И мне это чистить/убирать надо...» (и прочее, порой даже с ругательствами).
(Последнее, к слову, было даже как-то травматично для меня, ведь получается, что определённая работа по дому для него настолько «низкая и грязная», что он этим заниматься не должен. А кто должен? Женщина?)
В моей голове эти две картины плохо уживались. Но только когда я выросла, я смогла увидеть в этом поведение человека с такой обычной МГС. Это база, как говорится:
1.Ничего не делать/ делать из-под палки.
2. Делать по собственной инициативе и тыкать всем тем, что ты сделал, чтобы:
а. Похвалили
б. Твой труд не был НЕВИДИМЫМ
3. Делать и подчёркивать, что это «не твоя работа», в связи с этим манипулировать/ стыдить/ унижать и пр.
Вот такой невесёлый опыт, который, возможно, отзовётся многим. К моему сожалению.
А лично я поступаю следующим образом.
1.Всегда предлагаю помощь, когда есть заряд.
2. Привлекаю всех к организации, просто и чётко давая поручения: «Стёпа, принеси ложки, пожалуйста», «Света, помоги, пожалуйста, украсить блюдо», «Серёжа, помой бокалы и расставь на стол».
3. Считаю, что праздник (да и быт в целом) — это дело всех. Нет, мне и всем женщинам никто не даровал особенные руки. Все причастны, и все должны вовлекаться (если этикет позволяет; например, в некоторых семьях не принято вообще всем вместе организовывать что-то либо работает прислуга, но это отдельные случаи).
Пожалуй, единственное, что могу добавить, — хочется всем обладателям таких принципов строго сказать: «Хочешь праздник — организуй со всеми, и поверь, что дело вовсе не в гениталиях».
***
Этот текст написала моя подписчица Екатерина. Обсудить его можно здесь, в моём телеграм-канале.