Распределение Парето гласит: умные умнеют, богатые богатеют и лишь минимальная часть людей решают все основные задачи в любом деле или владеют основными ресурсами. Это известно ещё как "Закон Матфея".
Интересно, что сильные, заинтересованные и целеустремленные и дальше будут побеждать, а слабые- становиться неудачниками, одним словом "лузерами".
Так как же заставить себя перестать тупо смотреть сериалы и читать детективы и найти кайф в науке, экономической прессе, сложных искусствоведческих книгах? Научно-популярные издания о биохакинге и работе мозга недаром пестрят напоминаниями: обучение мозга — это банальное привыкание к определенным рабочим схемам, привыкание — это и есть обучение мозга. Сначала ты учишься и работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя. Например, если сопоставить мозг бездельника и “рабочей пчелки”, выяснится, что у тех, кто привык работать и трудиться ради абстрактных (не связанных с непосредственным выживанием) целей, уровень дофамина в стриатуме и префронтальной коре выше.
То есть у трудоголиков сильно прокачаны зоны, ответственные за мотивацию и вознаграждение. А у бездельников, падких на сиюминутные, не отложенные во времени удовольствия, дофамина больше в областях, ответственных за эмоции и рискованное поведение. По факту, мозг приучается к определенным моделям действий и поступков. У одних "хочу" прокачивается в знания и "мускулы" мозга, а других это "хочу" так и не превращается в "действую". Всё, чего им не хватает,- это наработанной привычки и мотивации, позволяющей её заиметь.
Как сказали бы Маслоу, Макклелланд и прочие праотцы содержательной теории мотивации, потребность интересоваться умным контентом относится к высшим нуждам (потребностям в самореализации, самоуважении, смысле жизни и т. д.). Причем — мы помним знаменитую пирамидку Маслоу — весь экзистенциализм покоится на верхушке. И хотя некоторые теории с массой оговорок утверждают обратное, прыгнуть от базовых потребностей к высшим вам, скорее всего, не удастся.
Дело в том, что наша реакция на побудительные стимулы зависит от доминирующей потребности. Если ваш начальник будет мотивировать вас через повышение конкуренции в группе, когда у вас огнем горит потребность в сопричастности, вы не станете работать лучше.
Аналогично, если вы застряли в хроническом стрессе, валяетесь на диване без движения и питаетесь чем попало, то вы плохо будете реагировать на побуждающие стимулы, связанные с саморазвитием.
Мозг, обеспокоенный базовой функциональностью, не обратит внимание на ваши ницшеанские амбиции.
Словом, чтобы заинтересоваться интеллектуальным саморазвитием, надо привести себя в порядок на уровне базовых потребностей. А также подлатать свою избалованную дофаминовую систему.
Как я уже говорил, из примера с бездельниками и “пчелками”, для мозга крайне важны места концентрации дофамина и способы его получения. Действительно, дофамин — главный игрок в формировании мотивации, именно от него зависит, выделит ли мозг энергию на достижение абстрактных целей или нет.
Ежедневно уменьшая количество халявных удовольствий и увеличивая количество заработанных (не сладкое и лайки, а поход в спортзал и помощь ближнему), мы на уровне мозга прокачиваем свое умение мобилизоваться во имя высокого.
Допустим, возможность образовываться у нас уже образовалась, и вы морально готовы к образованию Мотивация к интеллектуальному саморазвитию у нас, скорее всего, зиждется не только на том, что нас заела собственная интеллектуальная отсталость. Ведь нельзя же захотеть заставить себя захотеть стать биологом, химиком или физиком. Поэтому восхождение на гору образованности для нас, скорее всего, подразумевает выход на новый уровень овладения знанием, открытие плато с более широкой картиной мира.
Такую абстрактную цель хорошо держать в голове, но мало кого она возбудит на просмотр лекций по квантовой физике этим прекрасным июньским днем, и следующим, и следующим. Именно поэтому абстрактные цели лучше привязывать к конкретным задачам.
Например, как в одной европейской школе. Ее создатели убрали из программы все классические предметы и сконцентрировались на изучении феноменов. То есть не сухих фактов, а связей между ними.
Школьники там , исходя из своих интересов, потребностей и любопытства, сами выбирают темы для изучения
Здесь восьмиклассники изучают биологию, этику и право, рассматривая проблему абортов, а пятиклассникам поясняют географию, социологию, историю и экономику на примере миграции.
Пока традиционалисты приходит в ужас, оригинальные скандинавские школы стабильно занимают верхушки рейтинга PISA (международная программа оценки студентов, что-то вроде “Оскара” в мире образования).
Свое освоение интеллектуальных вершин можно начать с изучения инструкции по применению к самому себе: например, засесть за статьи по нейробиологии и психологии мотивации и формированию привычек, чтобы внедрить теоретические знания в свою ежедневную практику.
Так вы переориентируетесь с абстрактного "хочу быть умным" на более конкретное "хочу разобраться и применить"
Обучение себя независимому мышлению явно исходит не из называния себя “умняшом”, а из внутренней работы по осмыслению фактов действительности. К ней-то и надо себя приучать по всем правилам нейробиологии.
Это отлично понимали древние греки, собравшие основу всей западной цивилизации и так высоко ценившие искусство ведения диалога. Или гарвардские преподаватели, обожающие форму эссе.
Сесть перед белым листом, вооружиться интернетом вместо библиотеки и собрать текст на любую тему из интересующей области — вообще отличный тренажер для научения себя думанию и освоения интеллектуальных тем
Вот и всё на сегодня об этих мыслях. Всем добра и изменений! Оставляйте комментарии, как всегда, буду рад!