Найти тему
Библио Графия

Паустовский, Уэллс, Ремизов. Четыре интересных рассказа от трёх литературных мастеров

Оглавление

Перед вами отзывы о четырёх рассказах трёх литературных корифеев: яркого модерниста Алексея Ремизова (1877 — 1957), родоначальника научной фантастики Герберта Уэллса (1866 —1946) и мастера романтической прозы Константина Паустовского (1892 — 1968). Выбранные для чтения в классическом марафоне Полиной Новиковой рассказы весьма ярко проявляют основные ипостаси творчества трёх мэтров. Убедитесь в этом сами.

Герберт Уэллс, Константин Паустовский, Алексей Ремизов
Герберт Уэллс, Константин Паустовский, Алексей Ремизов

Алексей Ремизов «Серебряные ложки»

Самый непонятный и нестабильный рассказ из прочитанной мной четвёрки. Сюжет его смазанный, невнятный, без начала и конца. Некто Певцов, выйдя из тюрьмы, мыкается по углам, без паспорта, в ожидании завершения своего дела. Толком непонятно, кто такой Певцов, в чём его обвиняют, виновен ли он вообще. Вроде невиновен, но всё равно на него давит какое-то иррациональное чувство вины. Мир изображён местом неустроенным, хаотическим, совершенно равнодушным, недружелюбным к человеку.

Автор интересно обращается с языком, использует необычные словечки: «захрясать», «туркался», «путаник». То ли это настоящие диалектные и архаичные слова, то ли стилизованы самим Ремизовым, пока не разобралась.

В целом, заинтригована этим автором, буду его читать дальше.

Герберт Уэллс «Волшебная лавка»

Это прямо классический европейский рассказ. Читаешь его, а в памяти всплывают сюжеты из Гофмана, Диккенса, Кэрролла, когда в привычную, повседневную жизнь врываются фантастические сущности или же, наоборот, герой сам приоткрывает дверцу в таинственную реальность. Так вот, на Лондонской Риджент-стрит обнаруживается волшебная лавка, наполненная заманчивыми товарами. Но стоит ли заходить туда?

Константин Паустовский «Бабушкин сад»

Действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны, но в бабушкином саду жизнь идёт своим чередом. Здесь свой особый мирок, оазис мирной жизни с гудящими шмелями, жгучей крапивой и пугливой лягушкой.  Но и до этого уголка рая добирается война, людям приходится покидать свои дома, а всё самое дорогое закапывать в большой яме...

Рассказ наполнен любовью и вниманием к повседневным мелочам, таким будничным и привычным в обычной жизни, и таким ценным в тяжелые времена.

Константин Паустовский «Кофейная гавань»

Кофейная гавань — заповедный уголок неумолимо уходящей в прошлое эпохи парусных кораблей. Их место занимают пароходы, начинённые оборудованием по последнему слову техники. Хранитель Кофейной гавани, отставной капитан Эрнест Тенеберг, возмущён тем, что корабли, которые когда-то открывали новые земли и перевозили бесстрашных людей, превратились в «удобное место для обжорства и птичьей болтовни». Капитан презирает своего племянника, морского инженера, разрабатывающего новейшие механизмы, ведь никакой механизм не заменит смелых и находчивых людей.

Рассказ собран из кусочков: тут и доклад инженера, и газетная статья, и выписка из судового журнала, и даже кадры рекламного фильма. Всё это делает повествование более объёмным и как будто бы документальным. Описывая кинокадры, Паустовский элегантно и иронично обозначает свои социальные взгляды: «Кочегары смеются — служить у компании "Нордзее" весело и выгодно. Очевидно, в кочегарку долетают звуки чарльстона с верхних палуб».

В рассказе мы видим конфликт старого и нового, человека и механизма, беспринципной наживы и благородства.

На этом всё! Спасибо за внимание и всём приятного чтения!

***

Спасибо Полине за интересные отзывы!

Статья написана в рамках марафона «Классная классика», который проходил на канале в ноябре 2023 года.

А вы читали рассказы Герберта Уэллса, Константина Паустовского и Алексея Ремизова? Расскажите, какие из них вам больше всего нравятся.