Возможно вы удивитесь, но в Крыму действительно несколько подземных музеев.
В Керчи это Аджимушкайские каменоломни, в Севастополе 35-ая береговая батарея и музей Подземный Севастополь на Ленина 52, но речь пойдет о другом объекте.
В статье расскажу о главном и очень долгожданном экспонате огромного подземного музея.
Долгожданном, поскольку этот 76-метровый экспонат появился спустя долгие 20 лет после открытия музея! Да, и такое бывает!
И поверьте, только ради одного экспоната стоит посетить целый музей!
В свою очередь ради этого музея туристы и приезжают в этот небольшой курортный город.
Получается, двойная важность!
Но сначала напишу пару слов об этом курортном городе, в котором сам музей и находится.
Долгое время этот живописный уголок Крыма возле Севастополя был засекречен и сюда нельзя было попасть обычным крымчанам, не говоря уже о туристах.
Да и в Севастополь до 1993 года мы, мальчишки, просачивались электричками, избегая патрулей.
Получалось не всегда, иногда нас ловили и высаживали на последней станции перед Севастополем.
Но мы дожидались следующей электрички, следили за патрулями - их обычно было два и после прохода и военных и милиционеров мы все равно пробирались в Севастополь.
Город на море, которого не видно с проплывающих кораблей
Да, вы конечно же догадались, это Балаклава, сменившая за 2500 лет несколько имён: Симболон, Балык Юве, Чембало, Балаклава.
Километровая бухта, изгибаясь двумя поворотами, ограничивает обзор с моря, пряча город за горой. Идеальное место для военной базы.
Кстати, помните, я недавно рассказывал про три элемента одежды, родившихся в этом городе во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Обычно я делюсь этой историей, когда мы проплываем под горой, увенчанной крепостью Чембало.
Весной и осенью мы часто приезжаем сюда кататься на каяках и на сапах.
На таких тихоходных плавсредствах можно детально рассмотреть все береговые объекты.
Теперь пришла очередь рассказать про музей, ради которого стоит побывать в Балаклаве.
Вот мы как раз к нему подплываем, ведь в этот объект попадали по воде.
Балаклавский музейный подземный комплекс, или попросту музей подводных лодок
Этот музей — самое известное место для посещения туристами в Балаклаве.
Комплекс подземных сооружений для ремонта и обслуживания подводных лодок создавался во время опасности нанесения ядерного удара после окончания Второй Мировой войны.
Строительство велось с 1954 года. Через четыре года, в 1958-м проект расширили. Добавили площади для хранения ядерных боевых частей торпед и ракет, стоящих на вооружении подводных лодок.
Лодка под покровом ночи заходила в Балаклавскую бухту, затем входила в канал, проложенный в глубине горы.
Пантонный мост перед каналом отходил в сторону, пропуская субмарину, затем становился на прежнее место. Такой вот «Сим-сим откройся» на современный лад. Протяженность канала 505 метров, глубина 8 метров при ширине 10 метров.
Это очень надежное сооружение, ведь коридоры, канал и залы вырублены в твёрдой скальной породе,что обеспечивало защиту в случае нанесения прямого ядерного удара.
Вход защищали массивные ворота, а за ними начинается главная улица подземного города, паттерна. По ней выходим к сухому доку, куда в 1961 году пришла на ремонт первая подводная лодка.
Гараж для подлодок, сухой док
Сухой док представляет собой бетонный бассейн длиной 102 м, шириной 10 м, глубиной 8 м и объёмом 8 тысяч кубометров. Подлодка заплывает в него, становясь на бетонные опоры.
Вот одна опора на снимке:
Затем док перекрывается специальным гидрозатвором, который называется батопорт.
Вода откачивается и появляется доступ к этой гигантской машине.
Док долгое время был заполнен водой, пока объект бездействовал. Но водолазам удалось наладить механизмы и док снова заработал, впустив тот самый экспонат, подлодку «С-49» о которой я веду речь.
Лодки регулярно заходили сюда все последующие 30 лет после ввода объекта в эксплуатацию, с 1961 по 1991 гг. На заводе в толще горы полным ходом осуществлялся их ремонт. Причем в канал могло одновременно зайти 7 субмарин, все они помещались в подземном канале.
Лодки входили по с одной стороны горы, и пройдя по 500-метровому тоннелю выходили с другой стороны горы.
Представляете масштаб!?
Подлодка С-49 проекта 633 — главный экспонат музея
Лодки проекта 633 - это серия дизель-электрических лодок, построенных в 50-х годах.
К счастью, всего одна лодка этого проекта в Севастополе осталась до нашего времени и именно она и стала почётным экспонатом!
Полюбуйтесь на красавицу:
Подлодка «С-49» построена на заводе «Красное Сормово» в городе Горький, ныне Нижний Новгород. Первые восемь лет она успешно выполняла боевую службу на Северном флоте, а затем попала на Черноморский флот.
К этому времени СССР начал разрабатывать новые ракетно-торпедные системы вооружения для подводных лодок под названием «Ветер» и «Водопад». Для этих целей на «С-49» провели модификацию, благодаря которой лодка и получила надстройку в виде спаренного 650 мм торпедного аппарата в носовой части. Это сделало её похожей на двустволку.
На фото видно, насколько состояние лодки отличается от музейного. Представляете, сколько потребовалось сил, чтобы привести эту махину в нормальный выставочный вид!
Было:
Стало:
Всю обшивку пришлось заменить, чтобы придать лодке приличный вид.
Завод был рассчитан на ремонт лодок до ста метров длиной. Более современные лодки физически не помещались в этот «подлодочный гараж» и уже не могли обслуживаться на объекте.
Проект 633 - это предел по размерам для этой подземной базы. Именно из-за того, что все последующие субмарины стали ощутимо больше, база и потеряла свою актуальность.
Второй момент: после распада Советского Союза Украина не планировала иметь свой подводный флот и необходимость в заводе по ремонту отпала. Последняя подлодка покинула сухой док в 1991.
К счастью, было принято решение о создании музея и вот теперь мы можем пройти по гигантским коридорам, поражаясь мощным сооружением и величием нашей страны, которая могла себе позволить настолько масштабные проекты.
Вот такая история. Музей подводных лодок наконец-то получил свой главный экспонат, именно ту самую подлодку, для обслуживания и укрытия которых он был создан.
Люблю такие истории с хорошим финалом.