Работать Оксана начала еще в школе. Случайно попала в редакцию местной газеты и там так и прижилась. Впитывая как губка, жадно поглощала новые для себя знания: как верстать газету, как писать статьи, как работать в графических редакторах. Пролетело шесть лет. Оксана ушла в декрет, а вот возвращаться уже было некуда.
Первая работа, как первая любовь. Кому-то везет, и она остается на всю жизнь. Кому-то отзывается болью в душе. В любом случае это опыт. Оксане тяжело было уходить, но двигаться нужно дальше. Город, в котором она жила, небольшой. Пятьдесят тысяч населения. Надеяться найти такую же работу не приходилось. Молодой маме тяжело с ребенком на руках угодить будущему работодателю. С ходу оценивают, что будут постоянные больничные и такой «проблемный» работник не особо нужен. Можно быть хоть с золотой звездой во лбу, но дети для некоторых компаний становятся как красная тряпка для быка.
Оксана пошла на биржу труда. Оформили быстро, но предупредили, что после декрета годен к любой работе ввиду большого перерыва. Если после увольнения по собственному практически сразу же идешь на биржу, обязаны предлагать варианты только по твоей последней специальности. Три отказа со стороны соискателя, и ты уже не можешь претендовать на пособие по безработице. Молодой маме после отпуска по уходу за ребенком в виду длительного перерыва предлагать могут уже любую работу. Будь ты хоть директором, ушла в декрет и все, потом могут и уборщицей предложить стать.
Так случилось и с Оксаной. Санитаркой в больницу, уборщицей на предприятие, кондуктором – вот немногий перечень предложений. График работы никого не интересовал. Надо предложить, вот и предлагали. На счастье, пока шло оформление, поступила вакансия оператора ЭВМ в одну частную контору. Созвонившись по указанному телефону, Оксана сразу же пошла на собеседование.
Фирма располагалась недалеко от дома. Буквально перейти дорогу, парк и уже на месте. В предвкушении Оксана просто летела, стараясь успеть пораньше. Оказалось, что ООО «Перспектива» занималось обслуживанием многоквартирных домов. В их ведении находились электрические сети. Требовалось вносить данные в таблицы.
Директор «Перспективы» - очень колоритный. Александр Валерьевич Прокопов был «совком» до кончиков ногтей. Еще во времена Советского союза Прокопов занимал должность инженера на одном из градообразующих предприятий. Был в его трудовой биографии факт преподавания в школе предмета «Физика». Начал свое собеседование с неожиданного вопроса:
- Оксана, а вы знаете, откуда берется свет в лампочке?
Судорожно вспоминая школьные знания по этой теме, девушка пыталась на пальцах объяснить, как проходят эти процессы.
Два часа длилось самое странное собеседование. Разговор был обо всем и ни о чем в принципе. Завершился он предложением выйти и попробовать свои силы в другом поприще. Еще одним направлением ООО «Перспектива» было создание проектов электрификации. Без них невозможно получить разрешение на подключение от электросетей.
Так случилось, что собеседование проходило перед майскими праздниками. Впереди была куча времени, чтобы подумать и решить для себя стоит ли бросаться в пучину неизведанного.
Первый рабочий день обещал много нового и интересного. Начался с планерки в кабинете директора, который два часа в начале выслушивал доклад о проделанных работах, а потом раздавал указания кому и что делать в следующую неделю.
Рабочее место показалось необычным. В комнате посередине стоял длинный ряд компьютерных столов, сдвинутых друг к другу. Операторы сидели по краям лицом к лицу, но между ними была своеобразная перегородка из стола и монитора.
Первым заданием стало нарисовать схему комнаты. Оксана работала ранее в графических редакторах и освоить новую программу не составило труда. Через час на столе директора уже лежала требуемая схема.
В ходе беседы с новыми коллегами выяснилось, что в компании есть определенная текучка кадров. Директор был своеобразным и не все могли мириться с его тараканами. Бесконечные ежедневные планерки, которые длились по два часа, не всегда понятные задания, стойкое неприятие новых технологий. На удивление в электросетях присутствовала автоматическая система, которая могла в режиме реального времени снимать показания одновременно со всех устройств. Но! Александр Валерьевич каждый месяц гонял работников, чтобы они вручную списывали показания счетчиков.
Вместе с Оксаной трудоустроилась еще одна девушка – Света. График работы всех устраивал. Можно успеть и ребенка в сад отвезти и забрать. Зарплата полностью белая. Официальные выходные по трудовому законодательству. Был один нюанс. Каждый день, по мнению директора, мы не дорабатывали по 30 минут. Обед был обязателен, но уходили на полчаса пораньше вечером. В принципе, делать в это время было уже нечего. Но щепетильность Прокопова заставляла всех выходить на два с половиной часа в субботу, чтобы отработать. Либо можно выбрать другой вариант: уменьшить отпуск на неотработанное количество часов.
В общем работа была интересная. Планерки проходили групповые, затем директор мог вызвать индивидуально отдельных работников. Оксану со Светой Прокопов решил бросить на разработку проектов и тщательно их к этому готовил. Надо отдать должное, учителем Александр Валерьевич был потрясающим. Теоретические знания давал легко, подкрепляя наглядными.
Однажды девчонок загрузил в машину и куда-то повез. Приехала троица на местный рынок. До последнего оставалось загадкой, что задумал Прокопов. Не вдалеке от торговых прилавков стояло неприметное здание. Именно туда все и отправились. Дверь, на которой стояло грозное предупреждение «Не входить!», открыл своими ключами. За ней открылся взору непонятный клубок проводов неимоверной толщины. Ну, девочки, они ж такие: провода практически видели все. Электрическая проводка в доме – это не такая уж большая тайна для женской половины. А вот кабели в трансформаторной будке, а попали девчонки именно туда, вызвали неподдельный интерес. Все гудит, задорно мигает. Темный лес, с которым необходимо было разобраться.
Прошло уже 20 лет с того момента, но и сейчас Оксана помнит ту науку, которую преподавал Александр Валерьевич. В город ведет всего два огромных кабеля. Если где-то на трассе случался обрыв, без света оказывалось полгорода и несколько близлежащих деревень. До сих пор Оксана по количеству отключенных улиц умеет примерно определять, где случилась авария: локально до трансформаторной подстанции, или что-то более глобальное.
- Девочки, я хочу, чтобы вы понимали, что рисуете в проекте, - наставлял Прокопов.
Он просто пальцем показал куда и какой кабель идет, а также объяснил, какие обозначения должны быть в проекте.
Настал день Икс. В ООО «Перспектива» поступил заказ от одного из медицинских учреждений. Прихватив с собой Оксану и Свету, Александр Валерьевич повез на месте разобраться. Девчонкам дал задание набросать на бумаге примерную схему здания для электрификации. Спустя час проверил. Сразу же указал на ошибки: мало нарисовать схему самого здания, важно понимать откуда будет идти запитка, куда дальше пойдет кабель, какой необходимо использовать кабель, какой установить щиток, сколько примерно нужно будет автоматов и на какие группы.
Обычный пользователь не всегда задумывается, как на самом деле должна быть устроена электропроводка. Есть розетка, выключатель, провода, щелкнул – горит, всунул – работает. Лишь в «Перспективе» Оксана узнала, что провода для светильников и розеток нужны разные, что автоматы желательно ставить не просто на всю квартиру, а на отдельные группы – раздельно комнаты, а в некоторых помещениях даже раздельно на розетки, в зависимости от подключаемого оборудования.
Читатель, не будь слишком строг, 20 лет прошло и специфических знаний у автора нет, есть только жизненный опыт, полученный…ну, вот так и полученный.
Вернувшись в офис, Прокопов дал размеры помещений и поручил нарисовать схему здания. После выполненной работы обозначил расположение оборудования и дал формулы и нормативы, как рассчитать количество лампочек для освещения. Проект потихоньку обретал форму.
Свете поручили заняться строящимися помещениями нового рынка. Вдвоем работать над одним проектом не было смысла. Боевое крещение пройдено и предстояло уже самостоятельно решать поставленные задачи.
Александр Валерьевич лично контролировал каждый этап. Все расчеты проходили строгую проверку. Бывали ситуации, когда ошибки предлагал найти и исправить самостоятельно. Надо отдать должное, что весь исходный материал предоставлял, показывал, где брать данные для расчетов, учил.
Свете досталось помещение площадью одна тысяча квадратных метров. Это был ангар, в котором в последующем нарежут торговых площадей под сдачу в аренду. Схема самого помещения простая – одинаковые торговые места, подсобное помещение, туалет, техническое помещение. План Прокопов принял. Осталось посчитать и обозначить оборудование, светильники. Расчеты по электрофикации Александр Валерьевич принимал отдельно. После данные заносились на готовый план, рисовались значки.
Света быстро все рассчитала и понесла на утверждение свои данные. Директор удивленно приподнял очки, переспросил уверена ли она в своих расчётах. Девушка твердо отстаивала свою позицию, хотя Прокопов намекал, что не мешало бы к формулам еще применять здравый смысл. Тяжело вздохнув, Александр Валерьевич попросил:
- Идите, нарисуйте на плане все, что вы насчитали.
Коллеги поинтересовались, как прошло совещание и принял ли предварительные значения директор. Света хмыкнула и села выполнять указание. Оксана заглянула в монитор и обомлела:
- Свет, как у тебя получилось тысяча светильников?
Но девушка была непоколебима: у нее есть формула, она считала по ней.
Когда палец устал рисовать мышкой кружочки на третьей сотне будущих светильников, до Светы начало доходить, что на плане нарисовать всё попросту невозможно. Пришлось идти с повинной к директору. Александр Валерьевич усмехнулся и подробно объяснил, что бездумно подходить к такому важному делу нельзя. Просто подставлять циферки глупо. Светильники бывают разной мощности, различаются по количеству рожков. Все перед носом, просто надо правильно этим пользоваться.
Проработав несколько месяцев, Оксана ушла. Света осталась и все также лепила бездумно проекты. Фактически это просто бумажка, по которой особо никто и не строил. Лишь однажды заказчик решил сделать, как написано, но не смог. И хорошо, что не смог. Сгорел бы еще. Подобные конторы делают деньги из воздуха, не особо заботясь о качестве. Прокопов классный специалист, но его «девочки», к сожалению, далеко не профессионалы.
©О