Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Сказкой «Морозко» театр кукол «Экият» первым открыл новогодний марафон в Казани

Спектакль-фантазию по древней славянской сказке покажут 116 раз! С 15 декабря по 8 января его посетят 29 тысяч зрителей, среди них есть даже дети из Австралии. Правда, билеты в кассах уже закончились. Спектакль о славянском боге Морозко (да-да, а вы и не подозревали?) поставил главный режиссер «Экият» Ильгиз Зайниев, он же – автор инсценировки народной сказки и текстов песен, оригинальную музыку к которым написал композитор Юрий Чаплин. Ответственный за волшебство на сцене – художник-постановщик Сергей Рябинин. В спектакле заняты народный артист РТ Александр Карпеев (Морозко), Анастасия Жукова (Настенька), заслуженная артистка РТ Татьяна Сорокина (Мачеха), Лариса Пасынкова (Марфуша), Айвар Гимаев (Иванушка). В конце действия куклы превращаются в живых людей (костюмы на них – точь-в-точь как на куклах), и после окончания спектакля выходят к детям на хоровод к установленной в фойе восьмиметровой елке. То-то было радости! Пожалуй, самые неожиданные персонажи в спектакле – шестеро бесполых

Спектакль-фантазию по древней славянской сказке покажут 116 раз! С 15 декабря по 8 января его посетят 29 тысяч зрителей, среди них есть даже дети из Австралии. Правда, билеты в кассах уже закончились.

Спектакль о славянском боге Морозко (да-да, а вы и не подозревали?) поставил главный режиссер «Экият» Ильгиз Зайниев, он же – автор инсценировки народной сказки и текстов песен, оригинальную музыку к которым написал композитор Юрий Чаплин. Ответственный за волшебство на сцене – художник-постановщик Сергей Рябинин. В спектакле заняты народный артист РТ Александр Карпеев (Морозко), Анастасия Жукова (Настенька), заслуженная артистка РТ Татьяна Сорокина (Мачеха), Лариса Пасынкова (Марфуша), Айвар Гимаев (Иванушка). В конце действия куклы превращаются в живых людей (костюмы на них – точь-в-точь как на куклах), и после окончания спектакля выходят к детям на хоровод к установленной в фойе восьмиметровой елке. То-то было радости!

Пожалуй, самые неожиданные персонажи в спектакле – шестеро бесполых существ в пушистых шубках-сугробах белого, голубого и розового цветов в гипертрофированных сверкающих очках. Угадать сразу, кто они, довольно сложно: вроде не мультяшные герои и не снеговики (нет морковки на носу), но и не вполне снежинки (нет узоров и прочих признаков морозных кристаллов). Но эта веселая шатия-братия детям пришлась по душе: милые помощники Деда Морозко лихо танцевали, пели и таскали по сцене многообещающие коробки и серебристые мешки с предполагаемыми подарками. Как выяснилось, выводя этих неожиданных для старинной сказки персонажей режиссер подразумевал именно «снежки на ножках». Говорят, такие герои сейчас чрезвычайно модны в европейских маппет-шоу.

-2

Не будучи отчаянным ортодоксом, автор этих строк все же с пристрастием относится к наследию русского фольклора и считает, что к трансформации старинных сказок следует относиться крайне бережно. Уже по тому хотя бы, что народный архетип складывается в том числе и благодаря им. Поэтому отступления автора инсценировки от канонического текста сказки все же бросились в глаза. Так, Мачеху в постановке выводят не просто бессердечной старухой, а злобной колдуньей, которая наводит чары (гипноз) на своего мужа – безропотного отца Настеньки. Старуха весело распевает: «Эх, ты, Зимушка-Зима! Снова скуку навела. Заточила все в сугробы, Наши жизни так убоги. Эх, тряхнуть бы стариной! Колдануть разок-другой! На метле бы над деревней – вспомнить бы обычай древний!» А помогают ей в наведении порчи на старика и в превращении Иванушки в собаку черные вороны. Такого поворота не найдешь ни в одном из вариантов «Морозко». А их, кстати, немало: одних только русских порядка 40, украинских – 30, белорусских – 12. Каким из множественных вариантов сказки воспользовался Ильгиз Зайниев – настоящий квест для знатоков народного фольклора.

Впрочем, детскому зрителю не до таких тонкостей. Реагирует на действие зал как надо: всхлипывает при виде грозного Морозко (ой, боюсь), хохочет над приключениями кота, летающего на метле ведьмы, пытается говорить прямо с места с добрыми обитателями волшебного леса – птицами, белками, зайцем, волком.

Отдадим должное мастерам художественного цеха: все куклы – как живые! И особенно хорошо сценическое пространство: белые елки-трансформеры, которые еще и пританцовывают, эффектно задувает пурга, светятся звезды в морозном небе. К тому же у Морозко, одетого в правильную шубу и шапку (голубая парча с белой меховой оторочкой), волшебный посох переливается огнями. Обращу внимание и на такую деталь: такой же парчовой тканью, как шуба Морозко, обит и вертеп. То есть как бы сказка происходит внутри еще одной сказки. Этот художественный нюанс, на который вряд ли обращают внимание зрители, говорит о хорошем вкусе создателей спектакля. Словом, у них получился отменный эффект магической новогодней ночи.

В любом случае, показанная в «Экият» история о Морозко узнаваема, поучительна и доносит до детворы самые важные жизненные правила: надо быть хорошим, не бояться трудностей, быть добрым и не жадным. Между прочим, неплохо бы эти истины повторять для себя и взрослым. Хотя бы раз в год на новогоднем представлении.

-3

Кстати, о юных зрителях. Моими соседями по ряду оказалась татарская семья из Австралии. Как пояснила мама детей Фанзия, на дальний континент они переехали семь лет назад. Детки владеют татарским, английским и арабским. По-русски, правда, пока не понимают, но сказку «Морозко» они смотрели, не отрывая глаз от сцены. Как потом пояснила их мама журналисту «ВК», в прошлом году во время отпуска дети посетили «Экият», и так уж им запомнилась казанская «Сказка», что они весь год вспоминали об этом визите. Не мудрено, что и в нынешний визит австралийские ребята снова захотели в «Экият».

-4

Напомним, что в грядущем 2024 году казанский театр кукол отметит свое 90-летие! В юбилейном сезоне ожидается немало премьер, также в стенах театра пройдут кукольная творческая лаборатория «Экият-lab» и V международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest».

Автор: Ольга Юхновская

Фото: Ольга Юхновская и пресс-служба театра «Экият»