Найти в Дзене
Во тьме.

Вам когда-нибудь хотелось исчезнуть…

Оглавление

Ну буквально взять и удалить все соцсети, посреди ночи отправятся в какой-то другой город или страну, оборвать все контакты с друзьями близкими и просто начать абсолютно новую жизнь. Даже если у вас самих не было таких мыслей, то у кого-то из ваших друзей или знакомых они точно были и это нормально. Психология давно исследовала этот феномен. Судя по исследованиям многие люди чувствуют себя перегруженными от всех прелестей современного мира. На нас ежедневно обрушиваются негативные новости в ленте, а наша постоянная связь с гаджетами, заставляет нас чувствовать себя в ловушке с непреодолимым желанием побега от всей этой современности. Побега для того, чтобы побыть в одиночестве, восстановить силы, и в каком-то смысле исцелиться. Было бы странно если бы об этом задумывались только в определённых странах, но нет об этом думают везде. В Японии например таких людей называют Дзёхацу или же «испарившейся». и в этом статье я расскажу, как обычным людям удаётся исчезнуть не оставив ни малейшего следа. Почему семья и полиция закрывают на это глаза? Куда именно они исчезают? Зачем решаются на этот шаг и конечно же о том, как они выживают?

Культура стыда

Уверен почти у каждого из нас было хотя бы раз в жизни желание исчезнуть уехать в другой город или страну, начать жизнь заново и так чтобы никто не узнал, где вы. А теперь представьте, что вы это сделали, вы ушли из дома, не оставив не единого объяснения родным. Куда вы захотите отправиться? Скорее всего это будет место, где максимально спокойно или наоборот крупный город полной перспектив. Ну Дзёхацу несколько другие предпочтения, нет не так, у них почти нет другого выбора, кроме места, о которым мы поговорим позже. Эти люди могут ничем не отличаться от обычных, они ходят на работу, ведут нормальную жизнь, но в один момент испаряются. В Японии процветает культ стыда и репутации, много переработок и психика человека может просто не выдержать давление со стороны семьи, руководства или общества. Позор за неоправданные ожидания со стороны семьи или работодателя для японцев страшнее смерти.

Японское общество вообще построено на культуре стыда. Позор за неоправданные ожидания — в отношении семьи, работодателя или даже государства — для японцев страшнее смерти

Когда чувства становится невыносимыми кто-то решает попрощаться с жизнью, а кто-то просто исчезнуть без записки или объяснения. Семья не обращается в полицию, также из-за стыда, чтобы избежать позора. Хоть об этом феномене мало кто говорит открыто, но большинство японцев знают, что Дзёхацу есть и признать, что в твоей семье есть такой человек, это значит быть униженным в глазах общественности. Полиция, даже в случае обращения к ним по таким делам мало чем может помочь. Они не будут вмешиваться, если это не касается преступления или несчастного случая, если нет доказательств совершения уголовного дела, то полиция не имеет права предоставлять родственникам ни журнал вызовов, ни записи с камер наблюдений. Личная жизнь людей в Японии защищена на должном уровне. Единой базы данных пропавших без вести людей в Японии до сих пор не существует. Неужели все родственники и правда не беспокоятся и у них нет желания отыскать своих близких? Тема Дзёхацу как и говорилось выше является в Японии запрещенной, но нашлась одна семья из Токио которая сделала поиски своего сына публичными, несмотря на табу.

На правах исчезнувшего

Наори, 24 года
Наори, 24 года

Их сын Наори пропал 3 мая 2002 года. Попрощавшись с родителями, 24-летний Наори предупредил, что на ужин его ждать не стоит. После этого парень не появлялся дома несколько дней. Родители стали переживать. Лишь когда им позвонили с токийской паромной компании и сообщили, что рюкзак их сына был найден на пароме, прибывшим на конечную остановку маршрута. Контакты родители были записаны в документах Наори, а самого парня нигде не было. Работники парома уверяли, что он не накладывал на себя руки. Они бы точно заметили прыгнувшего в воду человека. Может быть он вышел остановкой раньше? А может он принес вещи на паром только чтобы запутать следы? Полиция отказалась расследовать дело поскольку не было никаких фактов, указывающих на то, что произошло преступление. Денег на детективы у семьи не было, поэтому брат, Наори Тцуёси, начал самостоятельное расследование и за 7 лет так ничего и не нашел. Родители Наоре писали письма с просьбами более активно заниматься проблемой пропадающих без вести мэру Токио и даже премьер-министру Японии.

-3

Они запускали петиции в которых требовали, чтобы полиция больше времени уделяла распространению листовок и отчетов о пропавших. Несколько раз семью пропавшего парня приглашали на телевизионные передачи, но от их сына так и не поступило никаких вестей. Также его мама говорила, что большинство людей, которые ищут своих близких делают это тайно.

-4

Среди испарившихся, такая практика с запутыванием следов встречается часто. Французская журналистка Лена Може узнала об этом феномене в 2008 году и посвятила 5 лет своей жизни изучению этой темы. Она написала книгу в которой собраны истории различных людей, которых ей удалось отыскать. Поначалу многие ей отказывали или уходили от ответа, говоря, что такого в их стране нет, что Дзёхацу это всего лишь легенда. Сначала её не получалось даже нанять переводчика, когда японские переводчики узнавали с какой темой предстоит работать, вежливо отказывались от сотрудничества. Но в конце концов нашелся человек, который согласился помочь ей в расследовании.

Лена Може
Лена Може

Это был пятидесятилетний Дзюн, специалист по теме Якудзе. Он выступал в качестве переводчика и он же помог найти публичную компанию, которая оказывает помощь в поиске пропавших. Также помимо таких служб в Японии есть, так называемые, ночные перевозчики, это компании, которые помогают людям сбежать и замести за собой следы или же наоборот устраивают в доме погром, инсценируя грабёж. Так как с точки зрения японского права в Дзёхацу нет ничего противозаконного, то так сформировалось целая индустрия. Тысячи компаний помогающих людям испариться, некоторые имеют даже собственные веб-сайты.

Ночной побег

Се Хатори, владелец одной из таких компаний, рассказал, как он пришел к этому делу. Изначально у него была обычная транспортная фирма, которая помогала людям с переездами. Но однажды к нему в баре подошла незнакомая женщина, которую попросила помочь ей испариться. Её муж погряз в долгах, и она боялась, что он разрушит ее жизнь тоже. Хатори согласился… После этого мужчина разместил объявление о том, что его компания помогает в Съенике так в Японии называют ночные переезды. Потенциальные клиенты быстро смекнули, что к чему и скоро едва успевал обрабатывать заказы. За ночные перевоз брал 400 тысяч йен, в три раза больше чем за обычный переезд. Позже Хатори написал об этом книгу, он признавался, что не считает людей которые решили исчезнуть трусами, напротив он считает, что помогал им найти дорогу к лучшей жизни. Поскольку он родился и вырос в Японии, Хатори в полной мере смог прочувствовать распространенный там культ позора, подчинение и репутации, поэтому он понимает мотивы и чувство людей решившихся на этот шаг. Дзёхацу это крайняя степень отчаяния, когда другого выхода кроме побега человек не видит. Журналистка разговаривала еще с одной владелицей подобной компанией Миху Саитой. Она так же как и Хатори считает, что помогает людям. Она и сама когда-то сбежала от прошлого, после которого у неё на щеке остался шрам. Саита рассказывает, тогда еще не было законов защищающих жертв домашнего насилия, полиция могла попросить обидчика остановиться и только. «Я взяла собаку, села в машину и исчезла». Сами исчезновения, которые организуют данные компании происходят под покровом ночи, часто сотрудники помогающие испариться притворяются грузчиками или ремонтной бригадой. С наступлением темноты они подъезжают к дому заказчика на грузовике без опознавательных знаков зашторивают окна в помещении человека, помогают быстро упаковать и погрузить все вещи. Спустя всего пару часов этот человек пропадает. Компания помогает людям осесть на новом месте, делают все для того, чтобы их невозможно было найти. Но если человек сам решит вернуться к прежней жизни его никто останавливать не будет. Данные компании только выполняют свои обязанности, человек ,если захочет, может вернуться. Но Дзёхацу крайне редко возвращаются к своим родственникам. В зависимости от сложности и обстоятельств стоимость подобных услуг может быть от нескольких сотен, до нескольких десятков тысяч долларов. Тем японцам, у которых недостаточно денег на такого рода услуги приходится исчезать в одиночку, пользуясь опубликованными руководствами. Одно из них называется «полное руководство по исчезновению» имеющее пометку, «откажись от своей грустной жалкой реальности». Вполне себе вселяет веру в будущее!

Полное руководство по исчезновению, откажись от своей грустной жалкой реальности
Полное руководство по исчезновению, откажись от своей грустной жалкой реальности

Что толкает людей статью Дзёхацу, причины могут быть самые разные. Бывают люди не хотят проходить весь этот бюрократический ад подписывая кучу бумаг, поэтому проще исчезнуть чем оформлять развод, кто-то проигрывает большую сумму в игровых автоматах, некоторые даже оставляют своих маленьких детей на супруга или супругу, кто-то бежит от домашнего насилия, который раньше полиция оставалось вовсе без внимания, кто-то связан с религиозной сектой таким образом решает порвать связи и освободиться. Бывали случаи когда молодые люди испарялись из-за проваленных экзаменов так как не могли вынести стыда и позора который ложился на их плечи. Самое большое число испарившихся появляется во времена глобальных финансовых кризисов. Люди влезают в долги чтобы хоть как-то прокормить себя и семью. Годовые проценты микрозаймов могли превышать сто процентов, тем кто не расплачивался вовремя угрожали и еще больше увеличивали сумму долга. Некоторые займовые компании такого рода и вовсе принадлежали Мафии, так что в народе даже появился термин Ямикин – деньги, одолженные у якудзы. Так куда же отправляются японцы? У некоторых японцев и правда получилось после испарения начать более лучшую жизнь, но это скорее исключение. Среди Дзёхацу не так много состоятельных людей которым бы хватило денег на красивую новую жизнь, подавляющее большинство поселяется в районе Сан Йа. Его часто называют Гетто которого нет, этот район Японии вы не сможете обнаружить ни на одной из официальных карт, а с юридической точки зрения он и вовсе не существует. Токио столица Японии один из самых высокотехнологичных городов в мире, тут среди красивейших современных небоскребов, улиц с неоновыми вывесками и традиционных храмов, затесался Гетто район Сан Йа. Практически весь район состоит из обширных трущоб, жизнь здесь людям приходится в крошечных грязных комнатах отелей, где обычно нет интернета, да и многих условий необходимых для комфортного существования. В некоторых из этих ночлежных домов квартирантам запрещено разговаривать в полный голос после шести вечера, многие сбежали в этот район живут иммигранты хотя и остаются гражданами своей страны. Они берутся за любую тяжелую низкооплачиваемую работу, да и ко всему прочему, этот район по-настоящему контролируется лишь местный японской Мафии. Печально знаменитыми Якудза. Находится среди Дзёхацу и те кто существуя в подобных условиях примыкают к ним. Районам Сан Йа становится для Дзёхацу новым домом. Вероятность того, что кто-то придет сюда и начнет их искать ничтожно мала.

Возможно мало кто из родственников придет сюда в поисках пропавшего человека, но среди туристов или иностранных журналистов находятся люди. Из-за своей печальной славы Сан Йа пользуется некоторой популярностью. Вот несколько историй людей которых журналистке Лене Може удалось отыскать в этом районе. Каждый из них они встречались лично чтобы записать их истории.

Пятидесятилетний Норихиро устроил своё исчезновение 10 лет назад, тогда он работал инженером и у него была жена и сын. Но когда его уволили он не решился рассказать об этом своей семье, вместо этого он каждый день в течение недели утром надевал костюм, кожаные туфли, брал портфель и уходил из дома, делая вид, что отправился на работу. Как обычно в день зарплаты рассказывает Норихиро он аккуратно побрился попрощался с женой и сев в метро испарился. Больше никогда он не возвращался в тот район и не видел свою семью. «Мне больно думать о том, как мои родители искали меня. Надеюсь у них всё хорошо». «Может они ещё верят, что я вернусь, а может они уже умерли…» - размышляет спустя 10 лет постаревший мужчина, который теперь занимается тяжёлым низкооплачиваемым трудом. О женей и сыне он не упоминает. Норихиро живет в ветхом отеле для работяг, пустой комнате без окон, а на полу изодранное татами. «Таких как я в Сан Ай тысячи» - говорит Норихиро.

Двадцатилетний Массао не вернулся домой после тюрьмы. Он говорит, что не хотел, чтобы его родителям было стыдно за него и уехал жить в Сан Йа. Он был убеждён, что пусть лучше родственники его не ищут, пускай они думают, что он умер.

Женившись Мастер боевых искусств Ичиро с оптимизмом строил планы на будущее. Вместе со своей супругой Тамокой они жили в своем собственном доме в Сайтаме, престижном пригороде Токио. Здесь у них родился первенец Тим. Семья взяла кредит чтобы открыть свою пельменную, но случился дефолт и семейный бизнес прогорел. Супруги поступили так как поступают тысячи их соплеменников в подобных обстоятельствах. Продали свой дом, собрали вещи и исчезли навсегда…

Согласитесь странное состояние существования вне пределах цивилизации в одном из самых развитых городов мира. Но в последнее время этот район начали немного облагораживать, стали появляться множество дешевых отелей. А Дзёхацу, в данном районе, с каждым днём узнаёт всё больше и больше людей. В том числе и вы, и это шанс заработать на туристическом буме, но становится ли жизнь самих исчезнувших более легкой? Вопрос риторический….