Как можно понять, что человек любит свою Родину? Для этого не нужно ее восхвалять громогласно или клясться ей в любви. Просто посмотрите на картины Владимира Федоровича Стожарова, и у вас не останется сомнений в том, что любовь этого человека ко всему русскому безмерна.
Владимир Стожаров москвич, родившийся в столице в 1926-м году. Работа отца была связана с разъездами по разным городам, и мальчишка с удивление наблюдал жизнь простых людей на севере Советской республики. Кострома, Архангельск, другие города поразили его невиданным в тогдашней Москве бытом. До этого ему не приходилось видеть огромные бревенчатые дома, да еще построенные в два этажа. Не видел городской паренек до этого и стогов сена, и лошадей, пасущихся на свободе, и даже архитектура северных городов отличалась от столичной.
Обладая художественным видением всего, что его окружало тогда, Володя стал мечтать о том, чтобы передать всю эту красоту с помощью живописи, дабы ее увидел не только он, но и другие люди. Уже в 13 лет он настолько сумел убедить своих родителей в собственной одаренности, что они отдали его в специализированную Московскую школу.
Когда ему исполнилось 19, Владимир без труда поступил в Суриковский институт, а уже через год смог отправиться туда, куда его тянуло все это время – на Север Советского Союза. Уже тогда его работы выглядели самобытными, а в 50-е ему уже довелось объездить множество мест.
И это были не только Кострома и Ярославль, а также Казахстан, Байкал, Ангара, Енисей. Причем он настолько был увлечен работой, что этому поражались даже друзья, которые иногда ездили с ним.
Больше работ художника можно увидеть в галерее.
Известно, что творческому человеку необходимо вдохновение, чтобы создать свой шедевр. Так вот в этих поездках, казалось, что это вдохновение никогда не покидало художника, потому что источником его могло послужить, что угодно. И это не только церквушки, сцены сельской жизни или колоритные образы местных жителей. В творческое возбуждение его приводила даже старинная утварь.
Не удивительно, что уже в 28 лет Стожарова приняли в Союз художников Москвы. Появились первые выставки и положительные рецензии на его жанровое творчество. Тогда еще архитектура и вещи быта не были самыми главными на его полотнах. Главными на картинах были все же люди, и каждый персонаж был прописан особенно тщательно.
Полотна выглядели настоящей панорамой жизни простых людей. А вот на картинах, посвященных Венеции, которую он смог посетить, люди – уже не главные персонажи. Их мало, зато венецианская архитектура предстает во всей красе.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин.
И все же, любому, кто наблюдал за развитием таланта Стожарова, было очевидно, что истинной его любовью всегда был Север России. Современные ценители искусства, скорее всего, не поймут, что могло так привлекать художника в этих темных неказистых бревенчатых домах или в прялках, туесках и братине. Но написано все это с такой любовью, что если у полотна задержаться, то буквально потянется рука прикоснуться к этим вековым стенам домов или к прялке, которой могла бы пользоваться ваша далекая от вас во времени прабабка. А ведь это к тому же не просто изображения старинных предметов, это удивительные композиции.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть и другие натюрморты.
Даже если Стожарова окружали однообразные цвета, то он умел и в них находить множество разнообразных оттенков и даже яркие пятна. Но заметить все это мало, нужно уметь перенести все это на холст, и у этого художника получалось это делать намного лучше, чем у других. Отличает манеру его письма и то, что он наносил краску сочными мазками, каждый из которых можно разглядывать в отдельности.
Но даже не это выделяло больше всего Стожарова среди его коллег художников. Глядя на его холсты, на которых изображены, казалось бы, простые, обычные вещи, на ум почему-то всегда приходит мысль о чем-то масштабном, вечном.
Вот его картина, написанная в 1967-м году «Село большая Пысса». Обычное село, первые дома стоят на берегу, а дальше они поднимаются все выше по холму. Правда, расположены они все фасадами к зрителю, потому что так и задумывалась их постройка на самом деле.
На Севере все дома окнами поворачивают при постройке на юг, и смотрится это весьма необычно. Дома одного цвета, дорог, в обычном понимании слова, по улицам нет, лодки на берегу тоже все практически одного цвета. Но в зависимости от того, как на каждую постройку падает свет, они имеют столько оттенков, что каждая из них выделяется.
Посмотрите другие работы художника, полистав галерею.
И во всем этом простом великолепии чувствуется такая любовь ко всему, что видит художник, и, кажется, невозможно не влюбиться в старинную архитектуру северных сел России. Это настоящая магия – так любить простые вещи, которые олицетворяют твою родину.
Даже, если солнце спряталось за тучами, Стожаров и в промозглой сырости умел находить сотни оттенков. Самое интересное, что еще при жизни художника многие удивлялись, почему он все время пишет эти бревенчатые дома. Но Владимир Федорович объяснял, что любит их за красоту. И они действительно очень красивы. Это особый дар – видеть поэзию в том, что другим кажется материальными вещами.
Больше работ можно увидеть в галерее.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Не стало Стожарова в 1973-м году, и, если учесть, что он активно работал всего лишь чуть больше двадцати лет, можно только пожалеть, что этому талантливому мастеру не удалось сделать больше. Но и того, что он успел, хватает для того, чтобы люди по достоинству оценили его творчество.
Картины Стожарова можно увидеть в таких знаменитых музеях России, как Русский музей и Третьяковская галерея. А всего по стране имеется почти сотня музеев, которые посчитали нужным приобрести полотна Стожарова. Есть его картины и в США, и в Великобритании.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!