Традиция украшать ёлку на Новый Год и Рождество имеет древние корни и богатую историю. Происхождение этой традиции связано с разными мифами и легендами, которые пронизывают культуру разных народов.
Давайте рассмотрим историю и значения, связанные с этой важной символикой новогодних праздников.
МАГИЯ РАСТЕНИЙ
Со времён древности, первобытные люди приносили в свои жилища расцветающую зелень, цветы и вечнозелёные растения. Они видели в них нечто магическое или святое.
Греки и римляне использовали плющ, виноградную лиану для украшения своих домов, а кельты и скандинавы предпочитали ветви омелы. К тому же, многие другие вечнозеленые растения - остролист, лавр, а также ветви сосны и ели - считались обладающими магической или целительной силой, способной изгнать болезни. Особенно сильные верования в это распространялись среди народов с суровыми условиями холодного климата и длинными зимами. Казалось, эти растения оживляли мысли о наступающей весне, когда вокруг всё еще пребывало в спячке.
Одна из самых известных историй о происхождении традиции украшения ели связывается с древнегерманскими племенами. По легенде, ёлка была священным деревом, символизирующим жизнь и плодородие. В ночь зимнего солнцестояния, когда дни становились короче, люди украшали ёлки, чтобы обратить внимание богов и просить о возвращении весны, плодородия. Люди верили, что солнце начинает свой путь на север и приносит с собой новую жизнь.
Существовал обычай отправляться в лес на Новый год, где выбранное для обрядов еловое дерево становилось центром внимания, и которое украшали свечами, цветными тряпочками, а вокруг него совершали особые ритуалы.
Это привело к возникновению культа ели как символа неумирающей природы. Вечнозелёная листва делала её идеальным выбором для зимнего праздника.
ЕЛЬ У ГЕРМАНЦЕВ СТАЛА СНАЧАЛА НОВОГОДНИМ, А ПОЗЖЕ – РОЖДЕСТВЕНСКИМ РАСТИТЕЛЬНЫМ СИМВОЛОМ
Удивительная традиция с историческими корнями, частично проникнутая легендами и популярная в Германии - это история происхождения рождественской елки, которая восходит к VIII веку. Основанная на исторической личности святого Бонифация (в крещении Винфрид) и связанная с событием разрушения могучего дуба, эта легенда захватывает воображение.
Святой Бонифаций (675-754), изначально был епископом из Англии. В канун Рождества 724 года с небольшой группой христиан он отправился в Германию в качестве миссионера Римской церкви, преследуя цель донести христианскую религию до тех людей, которые всё ещё поклонялись ложным богам и идолам. К своему ужасу святой Бонифаций обнаружил, что немцы готовятся отмечать зимнее солнцестояние, совершая жертвоприношение под огромным дубом, называемый Громовым дубом, который, как предполагалось, был посвящен Тору, богу грома и войны (по другой версии – дуб Одина).
Охваченный святым гневом и решимостью, епископ Бонифаций смело взял топор и срубил дерево. Этот смелый, исторически задокументированный поступок стал символом триумфа христианства над языческими богами в Германии.
Остальная часть этой истории принадлежит легенде, утверждающей, что при первом ударе топором сильный порыв ветра повалил дуб. По легенде, епископ указал на небольшую ель, которая чудесным образом осталась стоять неповрежденной в непосредственной близости от обломков и сломанных ветвей упавшего дуба.
Бонифаций знал об обычаи приносить вечнозеленые растения в дом зимой, он попросил людей взять с собой ёлочку, которая стала знаком их нового поклонения, и назвали её деревом Христа.
ЕЛЬ – СИМВОЛ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
Согласно христианской вере, ель стала символом вечной жизни, которую человек получает через веру в Иисуса Христа. Отсюда произошел обычай украшать еловые веточки в Рождество в память о Иисусе и его даре людям избавления от грехов и обретения бессмертия. Веточки начали приносить в дома не на Новый год, а к Сочельнику – канун Рождества, 24 декабря и украшать фруктами и орехами, которые олицетворяли дары волхвов, а свечи - свет Христовой истины.
Рождество Христово - один из главных христианских праздников. Однако точная дата рождения Христа неизвестна. В Библии нет прямого указания на то, когда родился Иисус. В IV веке на Никейском соборе 325 года была принята официальная дата рождения Христа - 25 декабря (собор Церкви, созванный римским императором Константином I состоялся в городе Никеи, ныне город Изник, Турция; продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства)
Одна из версий заключается в том, что эта дата совпадала с языческим праздником зимнего солнцестояния. В этот день люди праздновали победу света над тьмой и возрождение природы. Христиане считали, что рождение Христа также является победой света над тьмой и началом нового мира.
Ёлочка символизирует мир и, как вечнозеленое растение, также символизирует бессмертие. Верхушкой, направленной вверх, оно указывает на небеса, место обитания Бога.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА ИЗ ГЕРМАНИИ XVI ВЕКА
Считается, что рождественская ёлка впервые появилась на левом берегу Рейна в регионе Эльзасе. Ранние упоминания об этом можно найти в реестрах города Шлеттштадт от 1521 года. (в то время Шлеттштадт называли на немецкий манер город Селеста, который тогда ещё не принадлежал Франции).
Город Селеста действительно заслуживает особого внимания в истории этой праздничной традиции. Селеста, расположенный в регионе Эльзас в Южной Германии, был известен своими яркими и красивыми рождественскими торговыми ярмарками. Именно здесь появилось первое официальное упоминание об украшенной елке. Тогда именно в Селесте на праздник Рождества городские власти разрешили украшать живые ели и устанавливать их в домах на время праздника.
Такая идея возникла внутри городского совета с целью придания особой привлекательности рождественской ярмарке. Украшенные ёлки стали привлекать больше посетителей, а также создавать атмосферу праздника и волшебства.
Эта традиция быстро распространялась по другим регионам Германии, а уже в XVII веке стала популярной во всей Европе.
Объясняется это символическим значением, которое ёлка приобрела для христианской культуры, а также привлекательностью самого образа живой зеленой красоты.
Как известно, самые грандиозные и красивые рождественские ярмарки устраиваются в Германии и по сей день. Эта замечательная традиция уже несколько веков привлекает посетителей. На ярмарках предлагаются товары и продукты на любой выбор и вкус со всего мира, а также развлечения для взрослых и детей, кукольные представления, концерты и спектакли.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ И НОВОГОДНЯЯ ЕЛЬ В РОССИИ
В Россию традиция украшать ель на Новый год и Рождество пришла с наступлением XVIII века благодаря Петру I, и именно, при нём она получила своё признание и распространилась по всей стране.
В конце XVII - начале XVIII века Государь активно реформировал Россию, стремясь приблизить ее к западным стандартам. Он ввёл большое количество новшеств и идей из Европы, и эту традицию он тоже принёс из своих зарубежных путешествий. Царь видел, как в странах Запада на Рождество и Новый год украшают ёлки и решил установить подобное в России.
В 1699 году 20 декабря Петр I издал знаменитый Указ № 1736 «О праздновании Нового года», который в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года впервые был отмечен в его соответствии и начинался 1 января по новому стилю.
В указе Петр I дал указания как организовать праздничные новогодние мероприятия с фейерверками и громкими выстрелами из пушек. Он повелел: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе». В Москве на Красной площади установили огромную украшенную ель и устроили грандиозный фейерверк. А «людям скудным .. хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить…» Царь велел продолжать шумные торжества до 6 января, то есть семь дней, как раз до сегодняшнего Рождества Христова.
Вместе со своими европейскими спутниками Петр I демонстрировал стиль западных Рождественских праздников русскому дворянству. Фейерверки, украшенные ели, песни, танцы, угощение - всё это сопровождало торжество.
Однако украшение затронуло только залы и питейные заведения, владельцы которых продолжали устанавливать ёлки перед наступлением Нового года на протяжении 18 века. Эти небольшие ели служили опознавательными знаками для кабаков, стояли рядом и заменялись новыми накануне следующего Нового года. Нарядное дерево не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его. А после смерти государя о ёлках совсем забыли.
ТРАДИЦИИ УКРАШЕНИЯ ЕЛИ В РОССИИ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II
Церемониал празднования Нового года в России при Екатерине II (1762 – 1796) - это уникальный период в истории российской монархии, когда роскошные торжества и праздничные мероприятия стали неотъемлемой частью жизни придворного двора.
Под влиянием западных обычаев и культуры, стремление указать на собственное продвижение страны в сторону модернизации и европейского развития, Екатерина II внесла значительные изменения в традиции празднования Нового года, создавая образ преображенной и современной России.
Первоначально, в России новогодние ели украшались яблоками, орехами и марципановыми фигурками. Деревья устанавливались в основном в помещениях дворцов, а украшениям придавалось особое значение, учитывая их символическую ценность.
С приходом Екатерины II на престол новогодние ели стали украшаться еще роскошнее, изысканно и разнообразно. Одним из популярных трендов было добавление блестящих элементов, таких как стеклянные шары, зеркальные фигуры и разноцветные бусины. Это придавало ёлке еще большую яркость и красоту. Особый вид украшенных елей создавал волшебную атмосферу на новогодние праздники.
ИМПЕРАТОРСКИЕ ЁЛКИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В дореволюционной России до начала 1840-х годов рождественскую ель ставили только во дворце и в домах состоятельных людей. В исторических документах описывается, как в императорской семье устраивали домашнюю ёлку для детей. Во дворцовой столовой устанавливали несколько маленьких елей на столиках с белыми скатертями. И на каждом столе размещались подарки. На тот момент ёлки ещё не украшали и зажигали дважды - в сочельник и в Рождество, а после они убирались или их раздавали после праздника по традиции слугам. Все предметы, которые находились на ёлочках и на столе под ними, являлись подарками.
А уже в середине XIX века в Петербурге упоминается, что в русских домах принят обычай, который привезла из Германии Екатерина II - украшать ёлочки цветами и лентами, навешивать на ветки гирлянды, позолоченные орехи, сладости, красные яблоки, и освещать восковыми свечами или фонариками.
НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В период государственного атеизма в Советском Союзе рождественская ёлка, а также всё связанное с праздником христианского Рождества, была запрещена после Октябрьской революции. Однако позже, в 1935 году, по решению Сталина ель вернули, как атрибут для празднования Нового года. Она стала полностью светским символом новогодних праздников. Венчающая звезда перестала быть Вифлеемской звездой и стала изображать пятиконечную Красную звезду. Также были разработаны украшения в виде самолетов, космических ракет, космонавтов и персонажей русских сказок. Эта традиция сохранилась даже после распада СССР, поскольку для большинства россиян новогодний праздник стал более значимым, чем Рождество, которое отмечается 7 января.
ТРАДИЦИИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
С декабря 1996 года, в России оживились дореволюционные традиции, связанные с установкой новогодней ели на Соборной площади Московского Кремля.
Кремлевская ель отбирается в соответствии с определенными стандартами: ее качество должно быть безупречным, чтобы выдержать температурные перепады и не сбрасывать иголки в течение трех недель. Кроме того, она должна иметь ровный деревообразный ствол и пушистые ветви, свободные от мха и лишайников. Выбирают дерево возрастом не менее 100 лет, высотой около 30 метров и диаметром ствола не менее 0,6 метра.
Во многих городах России традиция устанавливать, украшать и зажигать новогодние ели на центральных площадях стала неотъемлемой частью зимнего праздника. В создании дизайна и украшении этих деревьев активно участвуют ведущие специалисты и представители из мира моды. В праздничные дни новогодние ёлочки привлекают местных жителей и туристов.
Традиция украшения ёлки на Новый Год и Рождество прочно вошла в нашу жизнь, и каждый год мы с нетерпением ждём, когда сможем украсить дома, создавая атмосферу праздника и радости. В этом обыкновении соединяются древние мифы, религиозные убеждения и культурные традиции, напоминая нам о связи с прошлым и о нашем желании привлечь здоровье, благополучие и счастье.
На фоне богатой истории украшения новогодней ёлки, мы видим, что это является ярким примером того, как народные традиции могут быть адаптированы к новым условиям и сохранять свою актуальность на протяжении веков, быть важной частью нашего культурного наследия и служить символом надежды и продолжения жизни.
Благодарим, что дочитали до конца!
Понравилась статья? Поставьте лайк!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать наши новые публикации