Найти тему
Письма в стол

Стефан Цвейг...

    Давно я не описывал свои впечатления о какой-то протитанной книге. Делаю это не часто, а точнее лишь в особенных случаях. О чем-то, что зацепило настолько, что захотелось об этом рассказать. И сейчас речь не о конкретном произведении, а о творчестве писателя в целом.

     Стефан Цвейг... До недавнего времени для меня это было всего лишь имя, среди множества прочих, о ком я конечно же слышал, но близко не знакомился. Прежде чем открывать для себя чье-то творчество, я стараюсь изучить биографию писателя. И уже тут меня ждало увлекательное и трагичное жизнеописание. 

     Я всегда считал и считаю, что истинные шедевры рождаются только в миноре, в надрыве душевных струн, в какой-то сердечной агонии. Счастливый человек способен лишь на сонеты, драмы пишут отверженные. Если в двух словах - Цвейгу не повезло с эпохой. Будучи в душе максималистом, пацифистом с верой в идеальное устройство мира, он беспощадно был перемолот жерновами зарождающегося в Европе фашизма. Развал его родины - Австро-Венгрии, первые гонения евреев, восхождение к власти Гитлера - ошеломили его, вынудив на время покинуть Вену и перебраться в Англию. Оказалось, что навсегда.

     Потом была Америка и Бразилия, между которыми он метался, в поисках так и не обретенного душевного покоя. Его тяготила потеря отчизны и уже впредь, до конца своей жизни, не покидало чувство неприкаянности, бездомности. Депрессия, из которой уже не было пути назад. Финалом стало самоубийство в 1942 году. Принятая, совместно со своей второй женой Шарлоттой, убойная доза снотворного, поставила точку в его яркой, но трагичной жизни.

         Его талант сложно переоценить. Помимо неоспоримой природной одаренности, его творчество обогатилось знакомством и дружбой с такими великими людьми, как  Ромен Роллан, Огюст Роден, Томас Манн, 3игмунд Фрейд, Герман Гессе, Герберт Уэллс, Поль Валери, Максим Горький, Рихард Штраус, Бертольт Брехт.

     Великолепный и неподражаемый стиль и слог Цвейга, вкупе с каким-то необьяснимым, интуитивным умением описывать состояние души, будь то любовь, страсть или ненависть, делают шедевром любое из его произведений.

       Мне ещё предстоит прочитать многое из его творчества, но то, что я уже "проглотил" - впечатлило безмерно. Особый эстетической кайф - возможность прочитать биографию какого-то великого человека в изложении признанного литературного гения. А Цвейг приложил свой талант к жизнеописанию Марии-Антуанетты, Эразма Роттердамского, Марии Стюарт, Магеллана, Бальзака и многих других. Но это я оставил на десерт, наслаждаясь пока только его новеллами.

     Из прочитанного сложно выделить что-то самое-самое...Понравилась "Гувернантка" - трагичное повествование о том, как можно обрести смысл в беспросветной жизни, вырвавшись ненадолго из серого замкнутого мирка, размером с тесную кухоньку. О том, как в один миг всё потерять, став жертвой несбыточной, преступной одержимости.

  

      "Двадцать четыре часа из жизни женщины"... О том, как прожив долгую, правильную жизнь, на исходе лет оглянуться назад и понять, что самым ярким моментом в ней была лишь порочная страсть и тяжёлое прозрение длиной всего лишь в одни сутки.

     "Амок"... Пожалуй, самое трагичное из прочитанного. О том, как один лишь взгляд способен погубить, лишив человека рассудка и став причиной роковых событий. Новелла о запоздалом прозрении, увы, уже ничего не способном исправить.

       P. S. Возможно, люди, читающие Цвейга, Ницше, Чехова, скоро исчезнут как вид но... как же чертовски приятно читать этих авторов)))