В Лебапском велаяте Туркменистана почти полностью пересохла Амударья. По мнению источников, это связано со строительством нового канала в Афганистане и с активным применением земснарядов в Узбекистане. Туркменистану земснарядов сейчас крайне не хватает, сообщают СМИ. Фактически, на глазах происходит катастрофа.
Центр Лебапского велаята Туркменабад — крупнейший город на Амударье, его население оценивается более чем в 500 тысяч человек. Второе место занимает узбекский Нукус с более чем 300 тысячами жителей. Однако распределение вод реки далеко от справедливости. Туркменистан находится ниже по течению, чем Таджикистан, Узбекистан и Афганистан. Соответственно, воды до него доходит немного.
«На территории Узбекистана русло Амударьи все время расчищают земснаряды, а на некоторых участках песок после зачистки перебрасывают на нашу сторону, — сообщил источник. — Для Лебапского велаята тоже надо закупить штук 30 земснарядов, а для Дашогуза хотя бы два».
Недавно неприятное событие произошло на территории Афганистана. Там сейчас строится канал Кош-Тепа, который, по мнению экспертов, может усугубить водную проблему в Узбекистане и Туркменистане. Так вот: судя по спутниковым снимкам, недавно на строящемся канале случился прорыв, в результате которого Амударья впустую потеряла большое количество воды.
Канал Кош-Тепа сравнивают с Каракумским каналом, расположенным в Туркменистане. Последний сейчас тоже часто критикуют, указывая, что русло канала не забетонировано, и большой объем воды уходит в песок. Недавно экс-председатель предприятия «Каракумстрой» Нурмухаммед Ханамов в беседе с изданием «Гундогар» выразил несогласие с этими претензиями.
По его словам, вода в Амударье очень мутная, и в первые же месяцы дно Каракумского канала прочно заилилось. Наоборот, в советское время более ста земснарядов постоянно расчищали русло.
Сколько земснарядов имеется в Туркменистане сейчас, неизвестно. В 2019 году сообщалось, что селу Дашкопри Марыйского велаята земснаряд для расчистки реки Мургаб подарили в рамках программы Агентства США по международному развитию Smart Waters. Устройство стоило 170 тысяч долларов. Непонятно, почему Туркменистан, остро нуждаясь в земснарядах, не закупает их самостоятельно, а полагается на международную помощь.
В целом ситуация с водными ресурсами близка к катастрофической. Зимой 2022-2023 годов из-за обледенения произошел прорыв Каракумского канала, и вот тогда огромное количество воды точно ушло в песок пустыни Каракумы (ведь на месте прорыва песок не покрыт илом). Потери оцениваются в 100 миллионов кубометров.
Разговоры о реконструкции канала ведутся, однако пока все ограничивается выбором фирм, претендующих на выгодный государственный контракт. Не лучше обстоит дело и с реконструкцией Шасенемского канала, снабжающего водой Дашогузский велаят. Источники в регионе жалуются, что воды для полива нет, земля засолена. Но тендер на бетонирование канала, объявленный в 2022 году, до сих пор не завершился.
Поддержку нормального состояния Амударьи и Каракумского канала, равно как других водных артерий, стоит рассматривать как дело первостепенной государственной важности. Дефицит воды в Туркменистане — проблема, угрожающая как сельскому хозяйству, так и просто жизням людей.
Между тем...
В Туркменистане до сих пор не начаты работы по бетонированию важнейших оросительных каналов — Каракумского и Шасенемского. Драгоценная для региона вода уходит в песок. Чиновникам дано прямое задание провести реконструкцию, но они месяцами и годами ходят вокруг до около, присматриваясь к потенциальным подрядчикам. Так, список компаний, претендующих на проект реконструкции Каракумского канала, в сентябре расширился с трех до пяти.
Каракумский канал в Туркменистане специалисты называют инженерной ошибкой. Из-за несовершенных технологий строительства огромное количество и без того дефицитной воды ежегодно утекает в песок. Власти страны объявили о намерении наконец решить эту проблему, реконструировав канал. Но, как сообщают источники turkmen.news, этот проект стал предметом спора иностранных компаний, которые смотрят на него прежде всего как на денежную выгоду.
Реконструкция Каракумского канала — это, без преувеличения, судьбоносный проект для региона, где вода с каждым годом становится все большей ценностью. Однако, как выясняется, даже к решению таких задач привлекаются, в первую очередь, не ученые и инженеры, а коррупционеры и махинаторы. Нетрудно предсказать, что, если дело пойдет таким образом, успеха достичь не удастся. Вода будет все так же уходить в песок (хорошо, если не в больших количествах, чем раньше), но зато кто-то сможет отстроить себе шикарные дома и купить дорогие машины.
29 сентября в Берлине прошел бизнес-форум с участием руководителей министерств и ведомств Туркменистана, немецких и туркменских бизнесменов. Источники turkmen.news сообщили, что на двусторонних встречах чиновников и бизнесменов обсуждалась, в частности, реконструкция Каракумского канала.
Основными заинтересованными сторонами в этом вопросе были две компании: немецкая PWT Wasser-und Abwassertechnik GmbH и TYPSA — компания из Испании (на туркмено-германском форуме!). Обе компании на мероприятие пригласил посол Туркменистана Бердымурат Реджепов. Он организовал встречу их представителей с председателем Государственного комитета водного хозяйства Туркменистана Дурды Генджиевым. На эту должность президент назначил его год назад, в сентябре 2022-го.
Источник turkmen.news среди участников форума сообщил, что иностранцы обхаживали Генджиева, как могли. Крутился вокруг чиновника и «наш» человек по имени Азат Метчанов — живущий в Германии гражданин Туркменистана и близкий к послу Реджепову человек. Сообщается, что он работает в PWT Wasser-und Abwassertechnik GmbH и продвигает интересы своей компании.
Что же касается испанской TYPSA, то она давно уже зашла на туркменский рынок и тоже через Германию. В частности, компания оказывала консалтинговые услуги по проектированию и строительству завода для опреснения воды из Каспийского моря. Сейчас, как пишет газета «Нейтральный Туркменистан», этой водой орошают земли между Туркменбаши и Ашхабадом. Правда, источники turkmen.news утверждают, что на самом деле завод не был построен: все зависло на стадии проекта.
При этом друг другу компании, продвигаемые послом Реджеповым, не конкуренты. Они надеются поделить работу надвое. TYPSA хочет заниматься консалтингом, а PWT — непосредственно реконструкцией канала.
Ранее сообщалось, что на выгодный контракт по реконструкции Каракумского канала претендуют три компании: российская «Возрождение» и украинские «Альтком» и «Интербудмонтаж». Теперь выясняется, что у них имеются еще как минимум два сильных соперника из Германии и Испании. Так что Генджиев стоит перед сложным выбором, а Каракумский канал по-прежнему остается крайне неэффективным и день за днем спускает огромную массу воды в песок.
Если Шасенемский канал имеет значение для водоснабжения одного лишь Дашогузского велаята, то Каракумский канал влияет на состояние полей Марыйского, Ахалского и Балканского велаятов. И в целом это важный проект, имеющий значение для всей Центральной Азии. Достаточно сказать, что именно строительство Каракумского канала считают одной из причин высыхания Аральского моря. Кроме того, Афганистан сейчас строит на той же реке Амударье канал Кош Тепа, первая очередь которого была завершена 11 октября. Как ожидается, это еще сильнее обезводит реку, от которой зависит водоснабжение нескольких стран.
А прошлой зимой из-за аномальных холодов и обледенения Каракумского канала произошел прорыв, и, по независимым оценкам, в песок утекло более 100 миллионов кубометров воды. Именно после этого лично президент поднял вопрос бетонирования русла.
Справочно:
Из-за прорыва Каракумского канала в январе-феврале 2023 года как минимум 100 миллионов кубометров воды вытекло в песок. К такому выводу пришли журналисты «Метеожурнала», исследовавшие спутниковые снимки.
Прорыв произошел из-за ледовых заторов, которые, в свою очередь, были вызваны аномальными для Центральной Азии морозами. На снимках от 17 января журналисты обнаружили два затора. Прорыв же, судя по снимкам, случился в период между 17 и 20 января. Уже 22 января прорыв начали ликвидировать путем постройки насыпной дамбы. Как оказалось, строительство велось с двух сторон во встречном направлении.
Журналисты обнаружили даже то место, на котором был утоплен бульдозер, запечатленный на видео, поступившем в редакцию turkmen.news в начале февраля.
По состоянию на 27 января протоки углубились в пустыню Каракумы на 20 километров. К 30 января протоки сузились из-за строительства дамбы, но это, вероятно, усилило течение и усложнило работы. К 6 февраля строительство дамбы практически завершилось, а к 11-му — завершилось полностью. К тому моменту протоки углубились в Каракумы более чем на 35 километров.
Журналисты подсчитали, что более 20 дней большая часть стока Каракумского канала уходила в пески. Отсюда они взяли цифру 100 миллионов кубометров. Это минимальная оценка. По мнению исследователей, урон смягчило лишь то, что прорыв произошел не в аграрный сезон и не в летнюю жару. Если бы это случилось летом, ситуация была бы гораздо серьезнее.
Официально власти не сообщали о случившемся, как и о любых других авариях и происшествиях. Лишь на заседании правительства 23 января президент Сердар Бердымухамедов поручил хякимам Марыйского и Лебапского велаятов обеспечить нормальный сток воды в реках, но не пояснил, чем вызвано это распоряжение. После этого президент за короткий срок несколько раз посещал Марыйский велаят.
Что сейчас происходит?
Чиновники приняли задание о реконструкции Каракумского канала в работу, но, как можно видеть, с его выполнением не спешат. Ведь на выборе подрядчика можно очень хорошо заработать. Многие бизнесмены не против заплатить за выигрыш тендера.
Таким образом, можно с уверенностью предсказать, что летом 2024 года туркменские земледельцы по-прежнему будут трудиться в условиях засухи. А чиновники будут копировать друг у друга фейковые позитивные отчеты, даже не пытаясь поинтересоваться, как обстоят дела на самом деле.
Новым вице-премьером по сельскому и водному хозяйству назначен Тангрыгулы Атахаллыев. В прошлом, будучи хякимом Балканского велаята, он прославился под прозвищем Миллиард Шестьсот — по стандартному размеру взяток, которые он принимал дореформенными манатами.
И вот такие люди, как Атахаллыев, курируют важнейшую отрасль Туркменистана, и именно им предстоит реализация проекта реконструкции Каракумского канала.