Процесс взросления не бывает простым, каким бы он ни был – это всегда нелегкий путь. Меняется тело, меняются отношения ко многим вещам, меняются ориентиры. И этот переход от ребенка ко взрослому состоянию бывает порой полон открытий, как приятных, так и неприятных.
Эта перестройка в теле и голове делает еще вчерашнего ребенка, а сегодняшнего подростка, противоречивым и неустойчивым. Надо это понимать и делать скидку. Однако вместе с тем, важно дать понять своему подростку, что вместе с его взрослением и, как следствие, расширением его самостоятельности, приходит и большая ответственность и большее количество обязанностей.
Часто бывает так, что подросток считает, что он уже повзрослел и в связи с этим может, например, гулять до позна, ложиться спать за полночь, сидеть в телефоне столько, сколько хочет, не слушая наставления родителей, грубить, таким образом выражая свое мнение и т.д. – он думает, что вот это и значит повзрослеть. Между тем, только ответственность по-настоящему отличает взрослого от ребенка. И подростку надо бы это доносить.
В идеале, повзрослеть – значит стать самостоятельным. Это важно для человека в любом возрасте (конечно, малолетние дети не в счет), а для подростка это начало взросления. Самостоятельность прежде всего в своих делах в школе – следить за уроками, взаимодействовать с учителем, выполнять домашние задания и т.д. – все это должно проходить без вмешательства и помощи родителей. Конечно, бывают исключения, но данные ситуации – это ситуации особенные, о которых сейчас речь не идет. Но, в общем, подросток должен быть сам способен руководить своими школьными делами.
Это очень хорошо, но на деле родители часто сами не дают детям раскрыться, все делая за них, суя нос туда, куда не надо. Излишне контролируют домашние задания, спрашивают в чатах, что задали, чуть что – бегут разбираться с учителем, не давая возможности ребенку самому наладить коммуникацию с педагогом. Нет, конечно, если ситуация вышла из-под контроля, родителям необходимо вмешаться, но если она вполне рядовая, то зачем лезть? Неужели ребенок, которому 14-15 лет не в состоянии побеседовать с педагогом и договориться, например, когда ему отчитаться по тому или иному предмету? Неужели родителям надо во все лезть самим?
Самостоятельность ведет к повышению ответственности. Конечно, если подросток сам способен договориться с преподавателем о том, когда ему переписать, например, контрольную, но ему уже будет сложно не подготовиться как следует, ведь это будет его прямая ответственность, и если он ударит в грязь лицом, то винить будет не кого. Но если мама будет разговаривать с учителем вместо него, то у ребенка вообще может и не сформироваться мотивации написать контрольную лучше, ведь он не будет чувствовать себя взрослым, самостоятельным, ответственным, а как, если мама все делает за него?
Вот и делайте выводы. Но на школьных делах все не заканчивается. А как же остальная жизнь? Важно объяснить, что чем ребенок старше, тем больше у него становится обязанностей, это так и точка. По-другому быть не может. Если он, когда был пятилетним – поливал цветы, то сейчас он может уже ходить в магазин, пылесосить, выгуливать собаку и т.д. А вот если он вырос, но по-прежнему только поливает цветы, то он и чувствовать будет себя тем же малышом. Хотя многим детям и поливать цветы родители не доверяют, обосновывая это тем, что детям и так в школе достается, много приходится учить, да еще секции – когда им по хозяйству помогать?
Но это не имеет отношения к занятости. Каждый член семьи должен вносить свою лепту в общее хозяйство под названием дом. У каждого есть своя деятельность – у родителей работа, у детей – учеба, но почему уже взрослые дети должны быть лишены ответственности за общий быт? Когда такое происходит, то можно наблюдать разбросанные вещи, фантики, грязную посуду и полное отсутствие стремлений к чему бы то ни было. Потому что подросток, не имея персональной ответственности ни за что, не чувствует себя взрослым, но хочет этого, потому что объективно взрослеет. И важно ему эту возможность предоставить – дать посильные обязанности и поручения, перестать повсюду контролировать, решать все за него, требовать, чтобы слушался только вас, не имел своего мнения, давать возможность поступать по-своему (в разумных пределах).
В противном случае вырастет инфантильная личность, ждущая, что все решат за нее, не имеющая сил заявить о себе. Это очень печально, когда родители не дают дышать своим детям, запрещая им буквально любые проявления самовыражения. Родителям важно вовремя осознать, что ребенок начинает взрослеть, переходит в другую фазу развития, это уже не малыш, на которого можно было повлиять – прикрикнув или поставив в угол. Теперь он может не подчиниться. И сопротивления будет только больше, если по-прежнему навязывать свою волю.
Как бы то ни было, воспитание ребенка, подростка начинается с самовоспитания родителя. Ему важно, ему придется осознать, что необходимо пересмотреть свои методы поведения. Теперь они больше не действуют. Необходимо выработать новые способы взаимодействия, которые обязательно должны включать в себя самостоятельность, ответственность и уважение к личности своего подростка. Только так можно рассчитывать на взросление без потерь.
Ставьте лайки, если согласны с автором и подписывайтесь на канал - впереди еще много интересного)
Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь)