Найти в Дзене
Анна Бердникова

Сын не хочет учиться, говорит, что у него свой путь! Меня это повергает в панику..!

Пыталась убедить, что надо закончить, а дальше, если он не захочет, то может не работать по своему образованию, в душе все-таки надеясь, что когда сын получит целостное образование, он поймет, как это замечательно, работать головой, понимать, что ты знаешь достаточно, имеешь представление о многом… Но моим надеждам, увы, не суждено было сбыться... Из рабочего процесса: Родители всегда хотят для своих детей самого лучшего. В нашей семье образование было ценностью. Поэтому мы с мужем приложили все усилия, чтобы сын мог получить образование: откладывали деньги на обучение, искали репетиторов, вели соответствующие разговоры с сыном. Да, он поступил в нормальный технический вуз на перспективную специальность. Учиться ему не очень нравилось, он порывался бросить практически с самого начала, но я думала, что он просто не понимает, что делает. Пыталась убедить, что надо закончить, а дальше, если он не захочет, то может не работать по своему образованию, в душе все-таки надеясь, что когда сын п

Пыталась убедить, что надо закончить, а дальше, если он не захочет, то может не работать по своему образованию, в душе все-таки надеясь, что когда сын получит целостное образование, он поймет, как это замечательно, работать головой, понимать, что ты знаешь достаточно, имеешь представление о многом… Но моим надеждам, увы, не суждено было сбыться...

У сына свой путь
У сына свой путь

Из рабочего процесса:

Родители всегда хотят для своих детей самого лучшего.
В нашей семье образование было ценностью. Поэтому мы с мужем приложили все усилия, чтобы сын мог получить образование: откладывали деньги на обучение, искали репетиторов, вели соответствующие разговоры с сыном. Да, он поступил в нормальный технический вуз на перспективную специальность. Учиться ему не очень нравилось, он порывался бросить практически с самого начала, но я думала, что он просто не понимает, что делает. Пыталась убедить, что надо закончить, а дальше, если он не захочет, то может не работать по своему образованию, в душе все-таки надеясь, что когда сын получит целостное образование, он поймет, как это замечательно, работать головой, понимать, что ты знаешь достаточно, имеешь представление о многом… Но моим надеждам, увы, не суждено было сбыться: после второго курса сын все-таки бросил вуз и пошел работать на завод. Он прошел какие-то двухнедельные курсы, два месяца ходил в учениках-стажерах, а за последний месяц получил зарплату уже полную – это больше, чем наша с отцом зарплата, двух специалистов с высшим образованием (педагог и инженер). Сын счастлив, повел нас с отцом с зарплаты в кафе, широким жестом махнул на меню: заказывайте, что хотите…
Но для меня это повод для грусти. Сейчас я со всей отчетливостью понимаю, что сын в вуз не вернется. Он стоит у станка, его радует зарплата, что он вышел с работы, и может думать, о чем угодно, кроме работы. Меня же удручает мысль, что я не смогла сыну привить любви к чтению, образованию, к образу жизни, который дает образование. Вот вроде бы все хорошо, а у меня ощущение, что что-то идет сильно не так.

«Родители хотят для своих детей самого лучшего» - наверное, по большому счету это так, однако, дьявол, как известно, в деталях. Потому что слово «лучшее» не имеет собственного значения, соответственно, наполняется каждым человеком согласно его разумению. Ваш пример наглядное тому подтверждение: образование, высшее образование – это обязательное условие лучшей жизни в Вашем родительском представлении. Для сына высшее образование не является обязательным компонентом лучшей доли. Кто прав в сложившейся ситуации, сказать трудно.

Давайте попробуем взглянуть на происходящее под другим углом: что если лучшей жизнью для сына посчитать возможность выбора, которую Вы ему предоставили. Он может выбрать: получать ему высшее образование или нет, может выбрать, где ему работать, баловать родителей походами в кафе – раз уж его зарплата в 20 лет оказалась выше, чем их совокупный доход.

Сын прислушивается к Вам, относится к Вам с вниманием, считает нужным делить с Вами счастливые моменты своей жизни. Таким моментом, например, становится получение им первой полной зарплаты. Это означает, что несмотря на все разногласия, которые у Вас с ним возникают в области семейной образовательной политики, Вам с ним удалось сохранить хорошие человеческие отношения. Возможно, это и есть самое главное в воспитании детей: как при формировании того, что представляется важным, сохранить теплые отношения. У Вас это получилось.

Сын ушел из вуза, потому что не видел смысла в обучении, отбывал там свое время. Поработав несколько лет рабочим за станком, он может ощутить образовательные дефициты, осознать свою потребность в образовании и пойти учиться совершенно обдуманно. Тогда это будет качественно совершенно иное образование – он выбрал его сам, а не пошел учиться из-под палки. Подумайте, насколько это может быть лучше для сына. К тому же образование не исчерпывается обучением в вузе: человек читает, общается, ходит в театр и на выставки, смотрит мир и благодаря этому также становится более образованным. Вспомните, к примеру, Максима Горького с «его университетами», разве у кого-то повернется язык сказать, что это был человек, недостаточно образованный? Нет.

Вы рядом с сыном, у Вас хорошее образование, Вы влияете на сына, на то, что он смотрит и читает, делитесь своей призмой мировосприятия. Сын пропитывается всем этим, как губка, у него нет выбора, в общем-то. А диплом – это документ. Конечно, когда он есть – это гораздо лучше. Но на нем свет клином не сходится. Жизнь может быть прекрасна и удивительна как вовсе без документа о высшем образовании, так и при получении его на любом произвольно выбранном участке жизни.

Анна Бердникова