Найти тему
Путь

MH17. Видна ли цель 3505 на экране метеолокатора?

На авиафоруме в целом мне ответили: Да.

https://aviaforum.ru/threads/vopros-chajnika-otvet-specialista.11404/post-3457489
https://aviaforum.ru/threads/vopros-chajnika-otvet-specialista.11404/post-3457489

А вот ответ американского пилота.

https://youtu.be/AyFv0595W94?si=Jrc-6yE0lSx91sWN
https://youtu.be/AyFv0595W94?si=Jrc-6yE0lSx91sWN

Для погодных условий (в моём их описании) в целом он подвердил вероятность отображения отметки Су-24 на дисплее метеорадара. После чего остаётся сообразить о дистанции, на которой Су-24, делавший горку, мог бы попасть на радиолуч.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с кратким описанием метеолокатора фирмы Collins, которым снабжены боинги.

Плоская антенна, спрятанная под носовым обтекателем, излучает сигнал частотой 9.345 ГГц. Антенна движется влево-вправо в горизонтальной плоскости, совершая 12 циклов в минуту, сканируя при этом сектор в 160 градусов. Угол луча по вертикали составляет 3 градуса. Дальность – 320 морских миль.
-3

При всём этом

Радар обнаруживает капли дождя, град, турбулентность, но не видит туман и облака. Кроме того, радар прекрасно замечает такие объекты на земле, как горы, промышленные объекты, высотные здания и береговую линию.
При крене и тангаже стабилизатор радара поддерживает положение антенны относительно горизонта, если тангаж не превышает 25 градусов, а крен – 40°.
Угол наклона антенны по вертикали можно регулировать вручную, причем с двух рабочих мест. Когда антенна поворачивается в одну сторону (на все 160°), она сканирует пространство с углом, заданным одним пилотом, а когда движется в обратную сторону, то наклоняется в соответствии с установками другого пилота.

Последняя информация довольно интересная.

(1) Два регулятора на одной оси. Внутренний (регулятор меньшего диаметра) – настройка чувствительности приемника (GAIN). Центральное положение (V – в положении на 12 часов) – режим авто. Против часовой стрелки до упора – минимальная чувствительность. По часовой – максимальная.
Внешний регулятор – регулировка наклона антенны (TILT). От 15° – вниз (DN), до 15° – вверх (UP).
(1) Два регулятора на одной оси. Внутренний (регулятор меньшего диаметра) – настройка чувствительности приемника (GAIN). Центральное положение (V – в положении на 12 часов) – режим авто. Против часовой стрелки до упора – минимальная чувствительность. По часовой – максимальная. Внешний регулятор – регулировка наклона антенны (TILT). От 15° – вниз (DN), до 15° – вверх (UP).

Смотрим на центральную панель управления на расположение правого и левого регуляторов TILT в нейтральном ("0") положении.

-5

Обращаем внимание на положение двух потайных винтов, которыми ручка TILT крепится к оси регулятора.

Это позволит нам оценить положение этих регуляторов на центральной панели сбитого боинга.

https://m.youtube.com/watch?v=iGm00TdqirY&t=580s
https://m.youtube.com/watch?v=iGm00TdqirY&t=580s

Судя по регулятору TILT, который расположен со стороны первого пилота (в кабине он сидит слева), луч метеолокатора был установлен им на 5° вверх. Второй же пилот установил его на 3° вниз.

Разнобой в положении регуляторов TILT объясняется SIGMET {извещение о опасном метеоявлении на пути самолёта}, который пилоты получили непосредственно перед отклонением с курса. {Напоминаю, что они отклонились на 7 миль влево.}

На 33 странице отчёта читаем:

SIGMET 5 for the UKDV FIR Validity: 17 July between 12.00 and 15.00; Forecast: Embedded thunderstorms with large hail stones forecast over the whole Dnipropetrovsk region, with cloud tops between 37,000 and 41,000 ft, moving North with a speed of 15 km/h, and Expected change: intensifying. DNJEPROPETROVSK FIR.

Гугл-перевод: 

SIGMET 5 для UKDV FIR Срок действия: 17 июля с 12.00 до 15.00 (UTC); Прогноз: встроенные грозы с крупными градом прогноз по всей Днепропетровской области, с облаками вершины между 37000 футов (11 280 м) и 41000 футов (12 500 м) двигаясь на север с скорость 15 км/ч. Ожидаемое изменение: усиление. ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ РПИ.*

Первый пилот установил луч локатора так, чтобы тот мог отображать в ближней зоне вершины всех грозовых облаков, кода боинг станет к ним приближаться на расстояние менее 40 км {2,5 минуты пути до грозовых облаков высотой 12,5 км}. Такой ход с его стороны не будет казаться странным, если допустить, что в нейтральном положении метеолокатор вообще не показывал никаких осадков на пути боинга. Черный дисплей.

Эта мысль подтверждается действием второго пилота, который после полученного сигмет {перед отклонением-то их с трассы}, установил для своего дисплея положение локатора вниз до того момента, когда дисплей начал показывать на пути боинга хоть какие-то осадки {далеко не грозовые}, которые пониже, которые им не было необходимости облетать стороной. {Тем самым удостоверившись, что радар их рабочий.}

То есть, у этого пилота при нейтральном-то положени регуляторов тоже был чёрный экран. Более того, он опять сделался чёрным по ходу приближения боинга к зоне боевых действий, так как облака над этой зоной (и далее к востоку) были недостаточно сильными, чтобы нести осадки. {Высота кучевых здесь была даже ниже чем над Днепром.}

Так вот, для положения локатора –3±1,5° цель 3505 на высоте 9 км попадёт на его луч на расстоянии не менее 15 км от боинга. {С учётом же истинной высоты полёта боинга 10,4 км — то на расстоянии не менее 18 км.} На расстоянии же до 45 км (то есть за 3 минуты до взрыва) эта цель станет видна при достижении нею высоты 7 км.

Не забываем о том, что 3505 (Су-24) набирал высоту вплоть до высоты, на которой летел боинг, и что пилоты, обнаружив заранее этот воздушный объект, следя за ним, оценили ситуацию как опасное с ним сближение, грозящее столкновением.