Найти в Дзене

Наташа Журавлева

Встреча в Самарской публичной библиотеке в пятницу вечером несколько поменяла порядок публикаций в рубрике «Уходящая натура» (специфический смысл, который я вкладываю в это понятие, изложен в посте за прошлое воскресенье). Наташа ИЛИШКИНА устроила презентацию своего последнего романа – «Улан Далай».

С Наташей Журавлевой я познакомился в университете. 41 год тому. Я – художественный руководитель студенческого клуба Gaudeamus Куйбышевского государственного университета, Саша НОВИКОВ – директор клуба. Мы уже окончили университет как студенты и начали преподавательскую деятельность (клуб – это параллельная жизнь). Нам нужны были помощники в профкоме и комитете комсомола, которые занимались бы «культурно-массовой работой» и имели взгляды на это самое, не очень с нашими взглядами расходящиеся.

Начали искать девушек – умных, энергичных и, не в последнюю очередь, красивых. В финал вышли две филологини: Наташа ЖУРАВЛЕВА и Ира ШИКУНОВА, которые о наших планах, разумеется, ничего не знали, и мы, естественно, получили отказы от обеих. Тогда было очень обидно, но спустя сорок лет понимаю, насколько хорошо эти отказы девушек характеризовали.

Отказ отказом, но полуторалетнее знакомство имело место быть.

***

Прошло тридцать лет, и в начале «десятых» – Наташин звонок. Она уже Илишкина, а не Журавлева, мать троих детей и к тому же автор книги – «ТСЖ «Золотые купола», вышедшей в милом моему сердцу издательстве «Время» Бориса Натановича Пастернака.

Во время Московского кинофестиваля мы встретились. Она вручила мне свою первую книгу, я же, со своей стороны, обещал написать рецензию для «Свежей газеты. Культуры», которую тогда редактировал.

Книга – сатира на нашу расчудесную жизнь – понравилась. Не столько сюжетом, сколь бережным отношением к языку и любовью к написанному. Рецензия вышла, и стал ждать продолжения, его не могло не быть, хотя побудительным мотивом к писательству стали перипетии, случившиеся в элитном московском доме: компания, обслуживающая коммунальные нужды его жильцов, неточно поняла, с кем она имеет дело, за что в итоге и поплатилась.

Но мотив ушел на задний план, и тягу к творчеству первый опус не удовлетворил. Со скоростью роман в год вышли «ООО «Удельная Россия» и «Корпорация «Чесс». Получилась своеобразная сатирическая трилогия о мечущейся без руля и ветрил Отчизне – увлекательная и не без подтекстов, политических и социальных.

***

Следующую книгу – «Школа. Точка. Ру» – я не читал. С чужих слов писать не буду.

А через 8 лет появилась эпопея, «степная сага» «Улан Далай». Как пишет Наталья (без ссылки на ее слова я бы не рискнул это написать), название книги «переводится как «красный океан». Красный океан в мифологии калмыков – это один из символов ада. И ситуации, через которые прошел калмыцкий народ в XX веке, похожи на все круги ада».

Свёкр Натальи – калмык, и его истории легли в основу романа, который автор называет «микстом из «Тихого Дона» и «Архипелага ГУЛАГ» (она вообще-то употребляет слово «коктейль», но коктейль для меня в данном случае – синоним «оливье», и я решил, что «микст» лучше).

Я проглотил роман, основанный на семейных историях и архивных материалах, практически залпом. Это настоящая, хорошо написанная проза. А поскольку: 1) я ничего до прочтения романа Натальи не знал об истории калмыков, ну, может быть, факты о депортации народа в Сибирь в конце Великой Отечественной войны; 2) никаких спойлеров – прочитайте сами, не пожалеете, – то никакой критики текста, да и цель моего поста иная.

***

Почему успешная московская писательница, жена одного из крупнейших российских банкиров, мать, сын которой – востребованный свободный художник с прекрасным айтишным образованием, попала в переплет «Уходящей натуры»?

На презентации она сказала – видимо, тем, кто не знаком с ее биографией и историей универа: «Половина нашего курса ЭМИГРИРОВАЛА из Самары».

Вот поэтому она здесь, в этой рубрике. «Эмигрировала» – это состояние души. Потому что здесь она – и ее однокурсницы – не состоялась бы. Потому что здесь это не нужно. Никому из тех, кто бы смог переломить ситуацию…

А Наталья на встрече анонсировала свою следующую книгу – о российских корейцах, с которыми у ее многонациональной семьи также есть родственные связи.