Найти в Дзене

Слоны, Слоновий двор, слоновник, слоняться...

Так и хочется сказать "Петербург как родина слонов", но не говорится. Страна у нас северная, на большой части территории 8 месяцев зима, остальное лето. Однако ж, известно, что ещё Ивану Грозному персидский шах Тахмасп 1 подарил слона.

 «Сильный зверь слон земли Персидской страны» из «Русских народных картинок» Д. А. Ровинского, 1881 год
«Сильный зверь слон земли Персидской страны» из «Русских народных картинок» Д. А. Ровинского, 1881 год

О нём писал Генрих фон Штаден в своих "Записках о Московии": "У двойных ворот во рву под стенами находились львы, которые прислала великому князю английская королева. У этих же ворот стоял слон, прибывший из Аравии. Араб, который за этим слоном ухаживал, получал в Москве большое жалованье. Это подметили беспутные люди. Из-за денег они тайно убили жену араба. Вот этот-то араб был оклеветан и оговорён вместе со своим слоном, что будто бы чума в Москве произошла от него и его слона. Тогда араба и его слона сослали в опалу в посад Городецкий. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона. Слон стоял обычно в сарае, а кругом сарая был забор. Неподалёку от него схоронили араба. Тогда слон проломил забор и улёгся на могиле. Там его и убили, а клыки доставили великому князю в доказательство того, что слон действительно околел". Впрочем, товарищ был большим авантюристам и многие историки считают его рассказы небылицами. Да и мы-то о слонах в Петербурге....

В 1703, в первом выпуске газеты "Ведомости", Пётр 1 поместил заметку: "Из Персиды пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путём". Но больше об этом слоне ничего неизвестно, наверное, не дошёл.

Фрагмент гравюры Питера Пикара «Торжественное вступление персидского посольства в Москву 3 октября 1712 года». Из собрания Д. А. Ровинского. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фрагмент гравюры Питера Пикара «Торжественное вступление персидского посольства в Москву 3 октября 1712 года». Из собрания Д. А. Ровинского. ГМИИ им. А. С. Пушкина

В 1713 году в молодой город на Неве прибыло персидское посольство с подарками от шаха Хусейна, среди которых был разумеется слон. Доставили его в Астрахань на паруснике, а уже оттуда слон через всю Россию шел до самого Петербурга, чтобы животное не повредило себе ноги, для него сделали специальные кожаные тапочки. Россияне слонов никогда в жизни не видели, астраханцы с почтением провожали слона аж 40 верст, в попутных селениях встречали диковинного зверя хлебом и солью. Многие принимали за божество, падали перед слоном ниц. По дороге посольство останавливалось в Москве, где произвело фурор, удивлению жителей новой столицы и вовсе не было предела.

К подарку подошли ответственно, поселили на Зверовом дворе у Почтамта (сейчас это Мраморный дворец у Марсова поля). Обслуживали животное 2 "зверовщика" и "слоновой учитель", специально для них построили дома, место жительства прозвали «Караван-Сараем». Как нетрудно догадаться, улица получила название Караванной.

Но в 1717 Александр Меншиков написал в своем дневнике: "... умре слон..." Не пережил, бедный, наш климат. В слоновый амбар поместили Готторпский глобус, в Кунсткамеру он переехал позже.

Вид Адмиралтейства и Дворцовой площади во время шествия слонов, присланных персидским шахом. С акварели Воробьева. Фото из книги Михаила Пыляева «Старый Петербург»
Вид Адмиралтейства и Дворцовой площади во время шествия слонов, присланных персидским шахом. С акварели Воробьева. Фото из книги Михаила Пыляева «Старый Петербург»

В 1736, уже в царствование Анны Иоановны, персидский шах прислал в подарок нового слона (есть записи о слоне прибывшем в 1723, для его доставки морем был построен специальный корабль, но записи 19 века, было-не было, непонятно). Построили новый слоновий двор рядом с летним дворцом Елизаветы Петровны (на месте примерно современного цирка). 5 лет слону было там очень одиноко, а в 1741 очередное посольство привезло в подарок сразу 14 его собратьев. Поговаривали, что таким оригинальным способом Надир-Шах предлагал руку и сердце Елизавете Петровне.

Амбары конечно расширили-пристроили, но тесновато с одной стороны, да слабые запоры с другой. Как-то слоны,"осердясь между собою о самках начали буйствовать", трое вырвались в город, двоих скоро поймали, а третий "пошел через сад, изломал деревянную изгородь и прошел на Васильевский остров", где, по словам газеты, "изломал чухонскую деревню" (интересно, дело было зимой, или слон переплыл Неву, они вообще умеют плавать?). Слонов водили купать в Фонтанку и Мойку, обустроив специальное место, да по улицам на потеху публике. Публика потешалась на полную катушку – и в слонов и в погонщиков летели камни и палки, что там Моська, комариный писк. Собачий лай спорил с криками и улюлюканием жителей культурной столицы, особо отличались лейб-гвардейцы.

Ожидая прибытия мастодонтов, огромных и многопудных, отремонтировали мосты и дороги, так что и практическая польза городу присутствует

«Слоновый двор» на карте немецкого картографа Матиаса Сойтера, 1744 г.
«Слоновый двор» на карте немецкого картографа Матиаса Сойтера, 1744 г.

К 1744 появился новый слоновий двор за городом. Урочище "Пеньки" выше Лиговского канала было вполне подходяще " (сейчас на его месте гостиница Октябрьская на пл.Восстания) "песчанно и высоко, сухо и обросло сосновым лесом". Теперь купаться животные ходили в бассейны уже не нужные Летнему саду и на Фонтанку у Невы. Просека к реке называлась Слоновой улицей, она просуществовала больше 150 лет, после чего стала частью Суворовского проспекта, площадь перед "Слоновой ее императорского величества охотой" так же стала Слоновой. Зеваки не оставляли слонов вниманием. Легенда гласит, что тогда и появилось слово "слоняться", хотя лингвисты не согласны с такой этимологией.

К содержанию слонов подошли ответственно, оно было на балансе кабинета Ее Императорского Величества, рацион включал все необходимое и полезное, куда входили 40 ведер виноградного вина и 60 ведер водки в год, по ведру в неделю. Представляете пьяных слонов "осерчавших из-за самок"? Буянили, бывало. Конечно, никто животных не спаивал, токмо в профилактических целях из-за сурового климата. Но все же они не были бессмертны. В 1765 году пала последняя слониха стада. Строения Слонового двора перенесли на Фонтанку, а по мере застройки, встала необходимость перевода Императорской охоты в пригород.

Павильон "Слоны" в Александровском парке
Павильон "Слоны" в Александровском парке

Есть указание, что в конце 18 века при Императорской охоте состоял слон, опять откуда-то привезенный. В 1816 из Персии вновь привели 2 слонов (на акварели Воробьева выше как раз они). Один из них пал в 1823, катастрофическое наводнение 1824 Егерский двор у Фонтанки совершенно разрушило и по указу Александра 1 Охотный двор у Обухова моста уничтожили, а слона перевели в Царское село.

В 1828 архитектор Адам Менелас в глухом углу Александровского парка построил павильон "Слоны" – деревянный, с небольшими башенками и служебными зданиями, окружающими четырёхугольный двор.

Фото Олега Попкова Красносельские (Слоновые) ворота. А.Менелас 1823-24
Фото Олега Попкова Красносельские (Слоновые) ворота. А.Менелас 1823-24

"Слоновые ворота" – архитектурный комплекс из двух симметрично расположенных двухэтажных "караулок" с чугунными воротами в центре, восстановлены в первоначальном виде. В этот павильон и перевели слона, но вероятно он вскоре погиб, т.к уже в 1832 упоминается новый, привезенный тремя афганцами. Потом бухарский эмир Насрулла один за другим прислал двоих. Третий "к высочайшему двору из Бухарии" добрался уже при Александре 2. Тогда, в 1860 и решили перевести животных в зверинец г-на Крейцберга (где он был не установлено). Через 5 лет открылся Зоологический сад, куда в 1870 был доставлен один из 3, вновь прибывших от бухарского эмира слонов.

«Бегство слона из балагана Роста». «Всемирная иллюстрация», 1874 год, №269. Рисунок Н. Каразина, гравюра К. Вейермана
«Бегство слона из балагана Роста». «Всемирная иллюстрация», 1874 год, №269. Рисунок Н. Каразина, гравюра К. Вейермана

С ним связана забавная история. "10-го февраля (1874), около трёх часов пополудни, проходившие около Царицына луга были свидетелями совершенно неожиданного зрелища. По набережной канала, направляясь на инженерный мостик, бежал слон. Его преследовали вожак, полицейские и отряд жандармов. Все попадавшиеся на пути почтительно сторонились от грозного зверя, но потом спешили увеличить толпу любопытных. Впереди слона тоже ехали жандармы и предостерегали встречающихся. Часа через два слон был доставлен благополучно по назначению в зоологический сад. В первое время по городу ходили самые разнообразные слухи о похождениях вырвавшегося зверя, но вскоре всё разъяснилось. Оказалось, что причиной бегства его была сама же публика. В театре Малафеева одна из актрис уронила зажжённую керосиновую лампу, отчего сделался небольшой пожар, который до такой степени испугал зрителей, что они бросились к выходу. Слух о пожаре распространился и в соседнем балагане Роста, где помещался зверинец. Там тоже произошла страшная суматоха. Испуганный шумом и криками, слон в свою очередь выломал дверь и выбежал на свободу".

Слонихи Дженни и Сарра. Фото 1880г.
Слонихи Дженни и Сарра. Фото 1880г.

Следующие слоны обитали уже в Зоосаде, Зоопарке. Первый периодически приобретал животных. Дресированные индийские слонихи Дженни и Сара летом выступали на открытой эстраде сада. В 1910 хозяин Зоосада Винклер за невнесение арендной платы был лишен права владения, за долги животных продали в Москву. Читать без слез невозможно: "В ночь на 30 октября из ворот Сада вывезли последних животных и вывели двух слонов… Отправка слонов, которых пришлось вести на привязи по улицам столицы, состоялась с соблюдением всех предосторожностей… Слонам были одеты большие кожаные ошейники, окаймлённые железными обручами. Передние ноги слонов пришлось заковать в кандалы. Задние ноги слонов перевязали канатами. К ошейникам были прикреплены длинные цепи, на которых и повели слонов. Около двух часов ночи слоны были выведены из Зоологического сада в Александровский парк. Зверей сопровождали 16 человек рабочих… и надсмотрщик слонов татарин Федординов. Процессию окружил наряд полицейских из четырёх конных и стольких же пеших… Тихо, послушно своей неуклюжей походкой шли слоны, обращая внимание прохожих и проезжих. Миновав Троицкий мост, процессия двинулась через Марсово поле, мимо Инженерного замка по Пантелеймоновской, Моховой, Семёновской улицам, Литейному проспекту до угла Невского проспекта, откуда слонов повели далее на Товарную станцию Николаевской железной дороги. В четыре часа ночи слонов уже начали грузить в особый вагон, специально приспособленный для их перевозки. Для животных, не привыкших к холоду, вагон был отеплён особыми чугунными печами". Прожили в Москве они, к сожалению, недолго.

В 1889 году по проекту арх. К. Веркгейма построили специальное здание слоновника – бревенчатое, обшитое досками, увенчанное большим куполом. К зданию примыкал летний выгул, обнесённый оградой из толстых металлических прутьев. Это здание просуществовало 46 лет, пришло в ветхость и в 1935 году было разобрано. На его фундаменте было возведено новое здание, также бревенчатое, просуществовавшее до осени 1941.

Слонёнок, катающий ребёнка во дворе Слоновника в Александровском парке, фрагмент. 1892 год (из альбома «Царское Село на старых фотографиях. Конец XIX – начало XX века», составители Марина Лебединская и Виктория Плауде. 2012 год)
Слонёнок, катающий ребёнка во дворе Слоновника в Александровском парке, фрагмент. 1892 год (из альбома «Царское Село на старых фотографиях. Конец XIX – начало XX века», составители Марина Лебединская и Виктория Плауде. 2012 год)

Императорский слоновник в Царском селе все это время не пустовал. Цесаревич Николай привез из Одессы молодого слоненка, позже прибыл дар из Абиссинии. Первый пал в 1902, второй же не пережил революцию – был застрелен в 1917.

Слониха Бэтти и смотритель зоосада Василий Буряк. 1932 год
Слониха Бэтти и смотритель зоосада Василий Буряк. 1932 год

Новый арендатор Зоосада Новиков в 1911 приобрёл коллекцию животных, в числе которой 2 дрессированных индийских слоних Жолли 30 лет (она не пережила голода 1918) и Бетти 20 лет (в сентябре 1941 немецкий снаряд попал в слоновник и убил ее).

Сюн и Кунг с вьетнамскими проводниками, 1954 год
Сюн и Кунг с вьетнамскими проводниками, 1954 год

Впервые после войны Ленинградский зоопарк обзавелся слоном в 1951. Из Пражского тогда привезли Беби. Парень быстро освоился. Слоновник был разрушен, для слона оборудовали часть антилопника с большим внешним выгулом. Беби появился почти в каждой семье – Красный Треугольник выпустил резинового слоника, его точную копию. Пробыл он в Ленинграде только 3 года. Вьетнам решил подарить городу 2 взрослых слонов, любимца детворы Беби перевезли в Киев. Он не хотел категорически, чтобы загнать в клетку для перевозки пришлось прибегнуть к ухищрениям.

Сюн и Кунг, не без сложностей, приехали в 1954, Судьба слонов во Вьетнаме была не из легких, Виталий Бианки с художником Владимиром Шевченко описали ее в замечательной книге "Сюн и Кунг". Через 2 года у Кунг родилась Лексли. В результате несчастного случая малышка повредила позвоночник в возрасте 2 лет, к сожалению, ее пришлось усыпить.

Бобо в зоопарке. Открытка конца 1950-х годов.
Бобо в зоопарке. Открытка конца 1950-х годов.

В 1957 ленинградцы видели сразу 4 слонов – к Сюн, Кунг и Лексли приехал единственный в истории африканский слон Бобо. Это главный артист, он снимался в нескольких фильмах, причем во время съемок жил прямо в павильоне и гулял в садике Ленфильма. Бобо в 1975 передали в Ташкентский зоопарк.

Сюн и Кроспи на открытке 1965 г.
Сюн и Кроспи на открытке 1965 г.

В том же 1957 Кунг в возрасте 49 лет скончалась. В 1960 из Франции приехала молодая слоника Кроспи. Она выступала в цирке и по привычке уходила с открытой площадки пятясь и кланяясь публике.

В 1980, после тяжелой болезни, Кроспи ушла из жизни. В 1982 не стало долгожителя Сюна. И не стало слонов в Петербурге. Получился самый длительный безслоновый период в городе.

Слон на Невском проспекте. Фото Мишин-Моргенштерн Семен Михайлович
Слон на Невском проспекте. Фото Мишин-Моргенштерн Семен Михайлович

Слонов в Петербурге любят. В год 300-летия города журналист Константин Крикунов разыграл читателей одной газеты первоапрельским репортажем о якобы идущем из Москвы в Петербург слоне. Редакция получила сотни писем и звонков с одним вопросом — где и когда встречать слона? Если и когда это чудо случится, если не падать ниц, то встречать хлебом-солью станут наверняка. Соскучились мы по слонам...