Состоялось важное заседание Общественного совета садоводов РТ при партии «Единая Россия». Знаковое, поворотное заседание. В итоге стало ясно, кто и почему «разваливает» Союз садоводов Татарстана, какие СНТ в первую очередь будут получать помощь из бюджета и кто станет «рулить» садоводческим» движением в регионе.
Сразу стоит обратить внимание на состав участников заседания. Активное участие в нем приняли депутат Госсовета Татарстана (он даже был одним из ведущих заседания), руководитель исполкома татарстанского отделения «Единой России» , руководитель отдела Минсельхоза Татарстана , руководители районных ассоциаций СНТ. Союз садоводов Татарстана тоже был представлен. В заседании принимали участие главы Казанского и Высокогорского отделений и .
— Мы говорили о необходимости создания районных ассоциаций, но при этом чтобы это был единый коллектив. Самостоятельные ассоциации, но мы работаем в одном направлении, одной упряжке. Обмен опытом, совместная работа, выработка решений. Конкуренция за участие в программе, но без антагонизмов. Нужен обобщающий орган. Союз или Совет ассоциаций. Нужны программы районного уровня, муниципальная помощь, — сказал об одном из направлений деятельности актива в садоводческом движении Марат Самигуллин.
Другими словами, к созданию ассоциаций СНТ в районах садоводов подталкивали политическая и муниципальная власти. Почему они это делали, Самигуллин тоже сказал. Становится возможна помощь не только из республиканского, но и из местного бюджета. Кроме того, появляется возможность для гибкого взаимодействия, обмена опытом при максимальной самостоятельности каждой ассоциации и даже каждого «продвинутого СНТ.
— Нужен обобщающий орган, союз или совет ассоциаций, — на эти слова Самигуллина стоит обратить особое внимание.
И не только садоводам, но и управленцам из любой сферы деятельности. Приходит время для реформирования управления, для выработки других «невождистских» способов взаимодействия с коллективами. Конечно, должен быть «центр» и центральное направление движения. Но при этом у субъектов сохраняется максимум самостоятельности в действиях и решениях, максимально учитывается воля всего СНТ, коллектива. Садоводам еще предстоит решить, какой орган будет для них координирующим, объединяющим.
Председатель Общественного совета сказал о том, что нужно собрать и аккумулировать для Минсельхоза и правительства как можно более точную информацию о состоянии инфраструктуры (дорог, водопроводов, электрохозяйства и т.д.) буквально в каждом СНТ Татарстана. Равно как и том, какие СНТ, в каком объеме и на что конкретно уже получили помощь из бюджета.
— У нас на сегодня картина такая: 200-250 «садов» неплохо получили, еще «садов» 200 что-то получили, остальная половина (в РТ, по разным данным, от 950 до 1300 СНТ) не получили ничего. Программа помощи из бюджета действует уже на законных основаниях, а какие СНТ в какой именно помощи нуждаются (куда, в каком объеме направлять бюджетные деньги), информации у нас ноль! — обрисовал Воробьев.
Становится понятно, почему процедура отбора и критерии попадания в программу настолько сложные, что многие председатели СНТ просто отказываются от участия в такой бюрократической гонке.
Но сейчас куда важнее не столько помочь садоводам, сколько не допустить разбазаривания средств налогоплательщиков. Член Общественного совета и председатель одного из СНТ в Лаишевском районе выразила желание многих СНТ о том, чтобы бюджетная поддержка была распространена и на установку видеонаблюдения, приличных и надежных заборов по периметру обществ. Вавилова и другие осведомленные руководители разъяснили, что сейчас республике не до видеонаблюдения в СНТ, какую бы пользу это ни приносило. Бюджетная помощь идет на укрепление «корневой» инфраструктуры: дороги, водопровод.
— Финансирование идет в первую очередь крупным СНТ, садоводческим массивам, — сделала еще одно важное уточнение Вавилова.
Со временем дойдет очередь и до мелких «садов», таких, в которых 100-150 членов. Логика понятна. Бюджетные деньги идут туда, откуда после поддержки начинает поступать еще больше средств в экономику республики.
— Очень мало ассоциаций, которые имеют юридический статус, — обратила внимание начальник отдела Минсельхоза.
Немаловажное замечание. Статус ассоциации — показатель профессионализма ее руководителей. Есть такая горькая действительность: с садоводами (их, без преувеличения, в Татарстане около миллиона) в правительстве региона по большому счету взаимодействует один человек — Вавилова. Следовательно, все, кто напрямую с ней работает, должны профессионально владеть ситуацией и в садоводстве, и в работе с документами при подготовке к участию СНТ в отборе в программу, и в самой программе.
При этом участники заседания обратили внимание на то, что активистам садоводческого движения нужно быть готовыми к работе «за так», на общественных началах. А садоводам нужно привыкать дисциплинированно и вовремя платить членские взносы. Ибо платят они их не куда-нибудь, а на содержание, на эффективную работу своих СНТ.