В ходе второй русско-турецкой войны (1787-91 гг) генерал Бибиков совершил откровенно неудачный поход, из-за которого русские войска на Кавказе оказались в крайне тяжёлой ситуации. В связи с этим, все войска разделили на Кубанский корпус, которым командовал генерал Розен, и все его силы находились под Ейским городком. а также Кавказский корпус оказался под началом генерала де Бальмена. Отряды этого корпуса расположились по реке Кубани, для защиты от набегов горцев.
В свою очередь, Кавказский корпус ближе к лету 1790 года был разделён на три части: Первый отряд, которым командовал генерал-майор Булгаков; Вторым отрядом командовал бригадир Беервиц. а командование над Третьим отрядом принял генерал-майор Герман.
В начале осени стало известно, что корпус Батал-паши в количестве двадцати пяти тысяч при 30 орудиях перешёл Лабу. Заболевший де Бальмен был не в состоянии командовать корпусом, и его место занял генерал-майор Герман, который выдвинулся со своими силами в направлении Кубанского редута и соединился там с отрядом Беервица. В это время Булгаков со своими войсками оказался на значительном удалении, а о войсках Розена вообще не было известий.
В распоряжении Германа оказались девять батальонов пехоты и разрозненные кавалерийские части, включая казаков – всего около трёх с половиной тысяч с шестью орудиями. 27 сентября Герман совершил тактический манёвр и дал войскам Батал-паши переправиться через реку Кубань.
На следующий день, 28 сентября переправившиеся турки встали укреплённым лагерем у Каменного Брода, беспечно оставив без внимания расположенные рядом главенствующие высоты. Герман поспешил воспользоваться оплошностью Батал-паши и расположил на высотах все свои силы. Несмотря на это, вечером следующего дня турки начали выдвижение в направлении Кумского редута, охранявшего дорогу к Георгиевску, который в то время, был главным городом кавказских владений царя.
Прекрасно понимая опасные последствия турецкого передвижения, Герман принял решение атаковать противника, не дожидаясь подхода остальных русских войск. Утром в сторону турок был направлен майор князь Орбелиани с авангардоми и с приказом занять господствующие высоты на правом берегу реки Абазинки. Противник стремился сделать то же самое, но отряд Орбелиани, при поддержке всей имевшейся кавалерии успел занять высоты раньше турок.
Немного позже к занятым высотам подошёл Герман с главными силами. Турки расположились напротив русских порядков на скатах правого берега Абазинки и открыли огонь из всех 30 орудий, на который бодро ответила русская батарея из шести пушек. В то время как бой постепенно разгорался по всему фронту, большое скопление горцев предприняло попытку ударить в левый фланг и тыл русских войск. Однако, предусмотрительно оставленный Германом резерв отбил эту атаку.
К этому времени турецкие орудия левого фланга частью уже были уничтожены, и Герман ударил по неприятелю основными силами. Вначале в атаку устремилась кавалерия, а следом за ней ударили егеря. Батарея турок была захвачена, а левое крыло Батал-паши опрокинутое штыковой атакой, бежало с поля боя..
После этого расстроенные порядки турок были не в состоянии сдерживать натиск. Теперь уже в бегство обратился весь турецкий корпус, а самого Батал-пашу захватили казаки. Русские войска потеряли всего сто тридцать человек, а в качестве добычи им достался богатый обоз турок.
Трудно было переоценить какой психологический эффект произвела победа в этом сражении, на все стороны. Она совершенно сгладила ложное представление, создавшееся после провала Бибикова и снова убедила местное население в непобедимости русских войск.
Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также: