Первая ассоциация, возникающая при словах «Уголовное право» — что это связано с преступлением.
Есть ли на Земле государство, где нет преступлений и преступников? Есть ли более востребованный информационный повод для средств массовой информации, чем преступление? Преступление занимает воображение людей. Если обратиться к истории литературы, то несложно заметить, что в основе сюжета (или части сюжетной линии) большого числа произведений лежит преступление. В рейтинге телевизионных программ криминальная хроника на одном из первых мест, информационные сайты в сети Интернет редко обходят вниманием тему преступлений, книги, описывающие самые громкие преступления нашего времени, становятся бестселлерами. Статистика говорит о том, что ни один день, по крайней мере в крупном городе, не обходится без преступления.
Вся история человечества свидетельствует, что преступления являются неотъемлемой частью общественного сосуществования. Вряд ли стоит всерьез относиться к идеалистическим концепциям социального развития, предполагающим возможность полного искоренения преступности. Преступление лежит в основе природы социума, и задача общества и государства заключается в том, чтобы создать условия, при которых число совершаемых преступлений не возрастало, а стремилось к уменьшению. Уголовное право предлагает наиболее жесткие репрессивные меры для борьбы с этим явлением. Однако, как преступление является лишь одной из неотъемлемых составляющих любого общественного устройства, так и уголовное право — лишь одно из средств борьбы с преступлением. И как это ни покажется странным — не самое эффективное средство. Борьба с преступностью уголовно правовыми средствами предполагает наибольшие энергетические затраты со стороны государства. Чем сильнее репрессивное воздействие, тем больше средств на его осуществление требуется: содержание и подготовка кадров следственного аппарата, судейского корпуса, органов исполнения наказания. Помимо прямых затрат на содержание людей, задействованных в процессе осуществления карательной функции государства, необходимо также учитывать огромные средства, требующиеся для реализации ими своих прямых функций (содержание зданий и всей инфраструктуры, связанной с их функционированием, обеспечение соответствующим оборудованием, транспортом и т.п.). Государству, не обладающему достаточными средствами, нормальное выполнение этих функций просто не под силу.
Правильно построенная правовая система государства предполагает функционирование всех отраслей права в тесном взаимодействии друг с другом. Применительно к уголовному праву это означает, что нормы иных отраслей права, регулирующие ту или иную общественную сферу и поведение людей в обычных повседневных условиях, должны конструироваться таким образом, чтобы предупреждать совершение преступлений своими методами. Например, построение системы налогообложения таким образом, чтобы налоги выгоднее было платить, чем от них уклоняться, безусловно, должно снизить количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Построение норм, регламентирующих деятельность должностных лиц таким образом, чтобы, например, за более быстрое совершение того или иного действия, входящего в должностные обязанности лица, можно было официально заплатить государству, значительно уменьшит количество взяток «за ускорение процесса».
Вне правового поля — элементарные правила повседневного поведения также являются значительно более эффективным средством борьбы (точнее сказать — предупреждения преступлений), чем уголовное право.
Однако если преступление совершено — без уголовного права уже не обойтись.
Основной смысл существования такой отрасли, как уголовное право, состоит в том, чтобы определить, какого рода поведение людей в обществе следует считать преступлением и, соответственно, какого наказания заслуживает лицо за совершенное им преступление. Преступление и наказание — базовые понятия уголовного права. Уголовное право дает определение преступлению вообще (в Общей части УК) и формулирует конкретные виды преступлений (в Особенной части УК).
Уголовно-правовое воздействие в виде наказания — крайняя мера государственного реагирования, применяемая в случае, когда преступление совершено. Как любая крайняя мера, оно оказывает наиболее сильное репрессивное воздействие на лицо, нарушившее закон. Не существует во всей системе российского права мер более репрессивных, чем наказание за преступление. Будучи наиболее суровой мерой воздействия, оно требует законодательного ограничения сферы применения исходя, прежде всего, из принципа гуманизма. Ограничение это происходит следующим образом:
-наказание применяется только за те деяния, которые по закону являются преступлениями;
-преступлениями по уголовному закону признаются только такие деяния, которые наиболее опасны для общества.
Опасность для общества определяется тем, на какой объект уголовно-правовой охраны направлено посягательство, интенсивностью его воздействия, намерениями лица, совершающего эти действия, распространенностью такого рода поведения в обществе. Определив, что деяние по своей опасности может быть признано преступлением, законодатель (Федеральное Собрание) принимает закон, в котором описывает признаки преступления (криминализация деяния) и устанавливает за него наказание. Такой закон включается в Уголовный кодекс, являющийся единственным источником уголовного права.
Правоприменительная деятельность в сфере уголовного права заключается в том, чтобы на основании норм, которые содержит Уголовный кодекс, дать юридическую оценку определенному поступку. Такая юридическая оценка дается в два приема: сначала необходимо дать квалификацию совершенного поступка (определить, какой именно статьей Особенной части УК предусмотрено то преступление, которое было совершено), а затем завершить юридическую оценку содеянного выбором соответствующего наказания. Любое из обстоятельств, имеющих уголовно-правовое значение и установленное по делу, может быть учтено только один раз в ходе юридической оценки: либо при квалификации, либо при назначении наказания. Таков механизм уголовно-правового регулирования отношений, возникающих из юридического факта — совершения преступления. Отношения, возникающие в связи с совершением преступления, носят название уголовно-правовых.
Таким образом, уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность законодательно закрепленных норм, направленных на регулирование отношений, возникающих вследствие совершения преступлений.
Это определение отражает основную направленность норм, составляющих отрасль права. Однако предмет правового регулирования этой отрасли несколько шире. Кроме составляющих основу его предмета отношений уголовное право регулирует отношения, возникающие из факта совершения невменяемым лицом общественно опасного деяния, содержащего все признаки объективной стороны того или иного преступления, а также отношения, возникающие при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния.
О.Ф. Шишов выделяет три группы отношений, составляющих предмет уголовного права: охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления, между лицом, совершившим запрещенное уголовным законом деяние, и государством; отношения, возникающие вследствие обстоятельств, исключающих преступность деяния; отношения, связанные с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах.
Применительно к третьей группе можно говорить не о правовом регулировании общественных отношений, а о правовом воздействии закона на поведение людей: уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздержаться от совершения преступления.
Основной метод уголовно-правового регулирования императивно-ограничительный — запрет под страхом наказания. Исключение составляют отношения, возникающие в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния. В этих случаях используется метод дозволительно-разрешительный.
Уголовное право как материальная отрасль права является базой для таких отраслей, как уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. Обе эти отрасли права являются вспомогательными и призваны через определенную процедуру расследования, судебного разбирательства и вынесения приговоров, постановлений или определений судами обеспечить правильную юридическую оценку совершенного преступления и определить меру наказания, режим и порядок отбывания которого регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом.