Найти в Дзене
Грустный Онигири

«У ЖИЗНИ ЕСТЬ ПРИВКУС СТРАДАНИЯ». ФИЛОСОФИЯ УЖАСА В ПОЛОТНАХ КЕНА КАРРИ.

Кен Карри — шотландский художник, родившийся в 1960 году в Англии. Является выпускником Школы искусств Глазго (1978-1983). Он известен как художник, изображающий жуткие, полные ужаса картины человеческого тела. Кен Карри был свидетелем многих кризисов прошлого столетия, что не могло не сказаться на его творчестве. В его полотнах заметен явный политический и социальный подтекст. Мотив уродства, искаженного человеческого тела красной нитью проходит через все картины художника. Это своеобразная метафора на проблемы человечества. Так он вызывает у зрителя страх и заставляет задумываться о разложении не только плоти фигур на его картинах, но и нашего общества. Телесность у художника не всегда представлена в виде кровавого месива или неестественных форм. Иногда это просто мёртвое тело, а иногда обычная живая плоть, которая буквально заставляет вглядываться и медленно внушает чувство тревоги. Из этого также следует, что ещё один неотъемлемый мотив творчества Кена Карри является размышления

Кен Карри — шотландский художник, родившийся в 1960 году в Англии. Является выпускником Школы искусств Глазго (1978-1983). Он известен как художник, изображающий жуткие, полные ужаса картины человеческого тела.

Кен Карри был свидетелем многих кризисов прошлого столетия, что не могло не сказаться на его творчестве. В его полотнах заметен явный политический и социальный подтекст.

Мотив уродства, искаженного человеческого тела красной нитью проходит через все картины художника. Это своеобразная метафора на проблемы человечества. Так он вызывает у зрителя страх и заставляет задумываться о разложении не только плоти фигур на его картинах, но и нашего общества. Телесность у художника не всегда представлена в виде кровавого месива или неестественных форм. Иногда это просто мёртвое тело, а иногда обычная живая плоть, которая буквально заставляет вглядываться и медленно внушает чувство тревоги. Из этого также следует, что ещё один неотъемлемый мотив творчества Кена Карри является размышления на тему смерти. Смерть близких, смерть людей на войне, да и в целом осознание смертности человечества и себя самого.

Кен Карри в своих работах показывает не только одного человека (или одно тело), но и толпу, которая в метафорическом смысле превращается в многоголовое чудовище (так, кстати, называется одна из его картин).

В рамках данной статьи я опишу три картины, которые больше всего меня заинтересовали.

"Форма людей" 1992 г.
"Форма людей" 1992 г.

В начале своего творческого пути Кен Карри делал упор на документирование насилия в классовых отношениях. По его мнению, насилие — это болезнь, пронизывающая всё общество.

На картине «Форма людей» мы видим толпу, буквально только их головы. И чем дольше мы смотрим, тем больше нас охватывает ужас. Что объединяет толпу? Страдание. Причем у каждого, если присмотреться, оно выражается по-своему: у кого-то страдание смешивается с ужасом, с печалью, а у кого-то — с отчаянием, безразличием или даже улыбкой, приобретающей оттенок безумия.

"Улыбка Хиросимы" 2015 г.
"Улыбка Хиросимы" 2015 г.

Название «Улыбка Хиросимы» говорит само за себя. Первое, что бросается в глаза, — явное увечье, уродство. Это можно назвать метафорой на последствия после бомбардировки. Вот, что делает с людьми атомная война и разрушение. Хоть у человека почти нет лица, и довольно трудно считать эмоции, но легко догадаться , что и здесь есть мотив страдания.

"Жить и работать" 1990-1996 гг.
"Жить и работать" 1990-1996 гг.

Работа, которая мне понравилась больше всего, носит название «Жить и работать». Также эту работу я находила под названиями «Автопортрет» и «Голова идеалиста».

Здесь нет, на мой взгляд, той тревоги и ужаса, которые ощущаются в других картинах художника. Только разочарование, усталость и подавленная печаль. Это видно по глазам. Их форма говорит об усталости, а краснота, контрастирующая с бледностью кожи, — о глубокой печали и разочаровании. Положение бровей и сжатые губы — попытка сдержать эмоции. Согласитесь, очень часто, пытаясь скрыть слезы, люди начинают злиться, чтобы не показаться слабыми и беспомощными. Но взгляд говорит о том, что терпение уже на исходе. Ещё чуть-чуть и мы увидим слезу или услышим истошный крик, полный страдания.

В этой картине ужас приобретает новую форму. Это уже не явное уродство от катастроф, а ужас от осознания... Несправедливости жизни? Собственной смертности? Или всего сразу?

Вопрос остаётся открытым, а ответ у каждого свой.